Что изучает мед психология

Медицинская психология: предмет, задачи, методы. Структура медицинской психологии.

Медицинская психология – это дисциплина, изучающая особенности возникновения и развития нарушений психической деятельности человека и роль внешних и внутренних факторов в патогенезе и лечение этих нарушений. Психология различает теоретические направления и её ответвления.

Общая медицинская психология – включает в себя изучение основных закономерностей психологии больного человека, учение о личности больного человека, о психике медицинского работника их отношения между собой и пациентом, вопросы этики, изучение соматопсихических и психосоматических отношений, вопросы психокорекции и психотерапии.

Частная медицинская психология – изучает те же вопросы, но относительного конкретного заболевания.

Основные проблемы (задачи) медицинской психологии: изучение изменения отдельных психических функций при соматических и психических заболеваниях; Исследование типов личности пациента (акцентуации и аномалии) определяющих реакцию пациента на болезнь; Изучение психологии медицинского работника и их взаимоотношения; Изучение психологии лечебного взаимодействия медицинской этики и деонтологии; Исследование психического профиля больных при различных патологиях; Изучение отклоняющегося (дивиантного) поведения; Исследование возрастной и клинической психологии; Изучение психологии семейных отношений; Психокорекция, психотерапия и психологическое консультирование.

Исследования в медицинской психологии включают в себя: наблюдение, беседу, экспериментально-психологический метод (психодиагностика): качественные методики, психометрические методики, вербальные, невербальные, изучение психо-физиологических особенностей пациента.

Психодиагностика включает 3 этапа: сбор данных в соответствии с задачей исследования, интерпретация и обработка полученных данных, вынесение заключения. Обычно используется не менее 10 методик, применяют с учетом возрастающей сложности.

Структура (разделы) медицинской психологии:

Патопсихология – закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с протеканиями психических процессов в норме. Изучает: вопросы нарушения сознания, нарушения восприятия, личности, памяти.

Соматопсихология – изучает психические факторы сопровождающие серьезные физические нарушения и серьезные болезни. Основные психосоматические факторы: соматические ощущения, сон, гипноз. Болезни: БА, язвы, нейродермиты, сах/диабет.

Нейропсихология – изучает мозговую организацию психической деятельности человека и её нарушения при локальных поражениях мозга: агнозии.

Психогигиена – мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья, устранение факторов отрицательно влияющих на человека и замена на положительно влияющие.

Психотерапия – система лечебного воздействия на психику и через психику на организм больного.

Новые направления в медицинской психологии: ПТСР, психология здоровья, психология инвалидности.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Медицинская психология: предмет, задачи, методы

Медицинская психология – это дисциплина, изучающая возникновение и развитие нарушений психической деятельности человека и роль внешних и внутренних факторов в патогенезе и лечении этих нарушений.

В настоящее время в нашей стране медицинская психология понимается как раздел психологии изучающий психику больного человека, а также психологические особенности профессиональной деятельности медицинского работника, или как изучение психологическими методами особенностей психики больного человека, а также психологических особенностей профессиональной деятельности медицинских работников, взаимоотношений между ними и больными.

Предметом изучения медицинской психологии являются:

  • личность больного человека в широком смысле этого слова (многообразные и глубокие сдвиги в психической деятельности душевнобольных подробно изучаются специальной наукой — психиатрией),
  • медицинский работник,
  • взаимоотношения больного и медицинских работников на разных этапах их общения.

При этом различные смежные проблемы рассматриваются применительно к основной задаче — оказанию максимальной помощи пациенту, ограждению его от неблагоприятных воздействий. С известной долей условности можно считать, что медицинская психология является совокупностью двух тесно взаимодействующих блоков — лечебно-диагностического и лечебно-реабилитационного.

Задачи медицинской психологии:

  1. Анализ влияния психологических факторов на возникновение, развитие и лечение болезней
  2. Исследование влияния болезней на психику и поведение человека;
  3. Изучение проявлений и динамики нарушений психики при различных заболеваниях;
  4. Исследование влияния взаимоотношений пациента с медицинским персоналом и окружающей его средой на процесс выздоровления.

Методы медицинской психологии:

  1. Беседа с пациентом является одновременно инструментом и формирования, и поддержания психологического контакта. Чтобы клиническая беседа дала желаемый результат:
  • Надо предварительно наметить цель и основные вопросы беседы
  • Все формулировки должны быть понятны больному.
  • Беседа должна проводиться в непринуждённой обстановке, которая помогает пациенту искренне отвечать на поставленные вопросы
  • Больного не рекомендуется прерывать, а при случае нужно корректно задать дополнительные вопросы
  • В процессе беседы исследователь получает анамнестические сведения о жизни пациента, его трудовой деятельности, взаимоотношениях с окружающим, о причинах, с которыми сам больной связывает своё заболевание
  • Выясняется отношение больного к факту заболевания: преувеличение его тяжести или отсутствие адекватности осознания болезни
  1. С помощью метода наблюдения изучают психические процессы (память, мышление, внимание), психические свойства личности (темперамент, характер, способности), психические состояния (тревогу, депрессию)
  2. Эксперементально – психологический методики (предполагают 3-и этапа: сбор данных в соответствии с задачей исследования; обработку и интерпретацию полученных данных; вынесение диагностического и прогностического заключения.). Выделяют следующие методики:
  • тесты – стандартизированные способы исследования познавательной и личностной сферы испытуемых, дающие возможность быстро оценить психическое явление и/или уровень его развития у пациента. Выделяют качественные (выявляют качественные закономерности психики) и психометрические (измеряют те или иные функции). Вербальные (используют словесный стимульный материал) и невербальный (используют стимульный материал в виде схем, рисунков, предметов и т.д.)
  • методики, направленные на исследование определённой психической функции (внимание, памяти и т.д.)
  • методики изучения психофизиологических особенностей пациента
  • функциональные пробы, которые позволяют исследовать психическую деятельность в специальных нагрузочных условиях. Наиболее известны методики классификации предметов/понятий, исключения предметов/понятий, выделения существенных признаков и т.д.

Источник: studfile.net

Медицинская (клиническая) психология – отрасль психологии, которая сформировалась на границе с медициной. Она использует знания психологических закономерностей в медицинской практике: в диагностике, лечении и профилактике заболеваний.

Объектом изучения медицинской психологии является пациент, или медицинский работник.

Предметом изучения медицинской психологии является:

  • психика больного человека;
  • изучение закономерностей общения и взаимодействия больных и медицинских работников;
  • изучение психологических средств воздействия на больных в целях профилактики и лечения заболеваний.

Медицинскую психологию делят на:

  1. Общую клиническую психологию, которая разрабатывает:
  • проблемы основных закономерностей психологии больного человека;
  • проблемы психологии врача и психологии лечебного процесса;
  • учение о взаимоотношениях психического и соматопсихического в человеке;
  • рассматриваются вопросы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии.
  1. Частную клиническую психологию , раскрывающую:
  • аспекты психологии больных при определенных заболеваниях;
  • особенностей врачебной этики;
  • Нейропсихологию – служит для решения задач установления локализации очаговых поражений мозга;
  • Нейрофармакологию – исследует влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека;
  • Психотерапию – изучает и использует средства психического воздействия для лечения больного;
  • Патопсихологию, которую можно отнести к клинической психологии ;
  • Специальнуюя психологию – изучает людей с отклонениями от нормального психического развития, связанных с врождёнными или приобретенными дефектами формирования нервной системы (тифлопсихология – слепых, сурдопсихология – глухих, олигофренопсихология – умственно отсталых)

Место медицинской психологии в структуре психологии.

Структура методов психодиагностики

Психодиагностика, как отрасль психологии ориентирована на измерение индивидуально-психологических особенностей личности. Она ориентирует исследователя на обследование, т.е. постановку психологического диагноза, который устанавливаться на трех уровнях:

  • симптоматический диагноз (ограничивается констатацией особенностей или симптомов). Важнейшим элементом является выяснение в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.
  • этиологический диагноз (учитывает, помимо особенностей и наличия симптомов, причины их возникновения);
  • типологический диагноз (определение места и значения выявленных характеристик в общей картине психической жизни человека).

Вторая ступень – этиологический диагноз –учитывающий, а также их причины возникновения. .

  • наблюдение – систематическое, целенаправленное отслеживание проявлений психики (бывает: срез, лонгитюдальное, сплошное, выборочное, включенное, не включённое);
  • эксперимент — активное вмешательство исследователя в ситуацию (естественный, лабораторный, констатирующий, формирующийся) . Дополнительные методы:
  • Тесты – наборы задач и вопросов, позволяющие быстро оценить психическое явление и степень его развития;
  • моделирование – создание искусственной модели изучаемого феномена;
  • анализ продуктов деятельности – созданные вещи, книги, письма, изобретения, рисунки (здесь же – контент-анализ);
  • беседа (анамнез – сведения о прошлом, интервью, психологические анкеты).

Особенности эффективного взаимодействия больной – врач, клиент – психолог.

Практически любая встреча и беседа врача с больным имеет важное значение для установления и поддержания оптимального психологического контакта. Особенно важно профессионально и грамотно провести первую встречу, т.к. она имеет не только диагностическое значение, но и важна как психотерапевтический фактор. Важно уметь выслушать больного и отметить, что для него является самым важным. В постановке вопросов следует избегать воздействий внушающего характера. В каждом конкретном случае наиболее удобный способ избирается врачом в зависимости от состояния больного и опыта врача. Врач должен в совершенстве владеть техниками активного слушания (безоценочное слушание, оценочное слушание, бессловесное общение и т.д.), техникой убеждения (метод выбора, сократовского диалога, авторитета, вызова, дефицита, проекции ожидания), уметь вести спор и даже вступать в конфликт. Учитывать характер заболевания и отсюда выбирать тип контакта. Не забывать о существовании образа «идеального больного» и «идеального врача» (сопереживающий и недерективный, сопереживающий и директивный, эмоционально-нейтральный и директивный).

Основными формами взаимодействия после установления контакта являются либо руководство, либо сотрудничество

Назовите базовые этические ценности клинического психолога

Деятельность клинического психолога относится к трудным профессиям. Человек, посвятивший себя этому, безусловно, должен и меть призвание к психологии. Психолог прежде всего должен быть гуманен . Пациент прежде всего вправе ожидать от психолога желания помочь и убежден, что другим психолог и быть не может. Гуманизм, сознание долга, выдержка и самообладание, совестливость, всегда считались главными характеристиками психолога. Клинический психолог должен иметь данные необходимые как психологу, так и врачу. Одним из главных этических принципов должен быть принцип соблюдения врачебной тайны (конфиденциальность). Она, как правило, включает в себя три вида сведений: о болезнях, об интимной и о семейной жизни больного. Врач-писхолог не случайный обладатель этих сведений, они ему доверены как человеку, от которого ждут помощи. Кроме того, необходимой чертой личности психолога является общая и профессиональная культура, включающая в себя и организованность в работе и любовь к порядку, аккуратность, чистоплотность. Все это сформировалось в учение – медицинская деонтология. .

Профессиограма практического психолога

Профессиография – описание профессии с точки зрения требований, предъявляемыми ими к человеку. Охватывает различные стороны конкретной профессиональной деятельности: социально-экономические, технические, правовые, медико-гигиенические, психологические и др.

Психограмма – краткая сводка требований, предъявляемых к психике человека как перечень необходимых профессиональных способностей.

Особенности оказания психологической помощи клиенту

  • Психологическая помощь – область практического применения психологии, ориентированная на повышениие социально-психологической компетентности людей. Она может адресовываться как отдельному субъекту, так и группе, организации. В клинической психологии психологическая помощь включает предоставление человеку информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления у него психических или психопатологических феноменов, а также активное целенаправленное психологическое воздействие а индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению. Основными способами являются психологическое консультирование, психологическая коррекция и психотерапия. Все они могут применяться как в отдельности, так и в сочетании.
  • Психологическое консультирование – главная цель – научно организованное информирование клиента о его психологических проблемах с учетом его личностных ценностей и индивидуальных особенностей с целью формирования активной личностной позиции и пр.
  • Психологическая коррекция – понимается как деятельность специалиста по исправлению тех особенностей личности, психического развития клиента, которые не являются оптимальными для него. Цель – выработка адекватной и эффективной для сохранения здоровья и психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации в обществе.
  • Психотерапия – система комплексного лечебного вербального и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека при различных заболеваниях (психических, нервных, психоматических). Виды психического воздействия: воздействие, манипулирование, управление, формирование.

Понятие «ятрогения». Пути предупреждения их возникновения.

Ятрогении – общее название, обозначающее психогенные расстройства у больного вследствие неосторожных, ранящих больного слов врача (собственно ятрогения ) или его действий (ятропатия) , медицинской сестры ( соророгения ), других медицинских работников. Пагубные самовлияния, связанные с предубеждением по отношению к врачу, страхи перед медицинским обследованием, могут также привести к подобным расстройствам ( эгогения ). Ухудшения в состоянии больного под влиянием нежелательных воздействий других больных (сомнения в правильности диагноза и т.п.) обозначают термином эгротогения .

Предупреждение – повышение общей и профессиональной культуры медицинских работников и пр…

Источник: nsportal.ru

Оцените статью
Добавить комментарий