Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры в условиях современного детского сада.
· Закрепить знания детей об обычаях и традициях русского народа, их быта;
· Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;
· Дать представление о различном характере народных песен, танцев, игр, хороводов;
· Доставить детям радость.
Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: прялка, стол, скамьи, вышитые полотенца, плетёные кружева, деревянные, расписные и гончарные изделия, русские народные игрушки и т. д.
Ход мероприятия
/ На середину зала выходит ведущая (воспитатель) /
Ведущая: На завалинке, в светёлке
Иль на брёвнышках каких
Пожилых и молодых
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
/Выходят хороводом дети, встают в круг/
1 реб: Хоровод мы заведём
В старину мы попадём
Быстро! Вкусно! Полезно! Ленивые голубцы
Во времена стародавние
ХОРОВОД «Перевоз Дуня держала» рус. нар. песня
/ Под русскую народную мелодию «Коробейники» выходит Хозяйка и встречает гостей /
Хозяйка: Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места, где кому нравится. Будьте как дома.
Мальчик: Не беспокойся, Хозяйка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.
/ Хозяйка рассаживает детей /
Хозяйка: У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.
Мальчик: Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.
Хозяйка: Редкий гость никогда не в тягость.
Девочка: Дома сидеть – ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.
Хозяйка: Давно я Вас жду – поджидаю, праздник без Вас не начинаю. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Мальчик: Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?
Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. А знаете, почему Русь называют деревянной? Давным- давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называются избами. И всё-то в избе было сделано из дерева,: и пол, и потолок, и стены, и мебель и посуда.
Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба.
Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном Дедко Морозко начинает примораживать, а в избе тепло и радостно.
/ Дети по очереди говорят пословицы /
1) Наша изба ровно тепла – на дворе метель, а у нас тепло!
2) Домом жить – не лукошко шить!
3) Домом жить – не развеся уши ходить!
4) Домом жить – обо всём тужить!
5) Дом вести – не лапти плести.
6) Хозяюшка в дому, что оладушек в меду:
Она приберёт, она позовёт,
Она одна за всех отвечает!
Ведущая: Хозяюшка, а мы песню про твою избу знаем. Хочешь послушать?
Хозяйка: С удовольствием, я Вам даже подыграю. И вы инструменты разбирайте.
Пышные ПАНКЕЙКИ ❤️ Вам Понравятся эти Вкусные ОЛАДЬИ на КЕФИРЕ. Готовим Дома
2 реб: Русь деревянная- края дорогие
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют жилища родные
Раздольные русские песни поют.
Исполняется песня «Русская изба», музыка и слова З. Я. Роот /вся группа/
Вот спасибо мои милые, песня и впрямь про мою избу. Только моя изба-то совсем старая стала. И решила я пока силы есть, новую построить. А с чего начать, не знаю. Вы мне не поможете? /ответ/
-А как выбирали место, где строить избу? / показ на экране: поле, темный лес, гора дети выбирают правильный ответ, обосновывают/
Реб: На опушке леса, возле шумной речки
Где цветет калина, изба моя стоит
Выйдешь за околицу, там поля широкие
И тропинка милая вдаль меня манит. …
-Из какого леса строилась изба? Какими инструментами? Были ли гвозди? (ответ)
Реб: Дружно мы взялись за дело, быстро выросла изба
Всем окресностям на диво, без единого гвоздя.
-С чего начинали строить дом? (ответ) -Как делали фундамент? (ответ)
— А вот как у моих соседей дом строили. (кадры из м/ф. «Кошкин дом», обсуждение)
-Дом построили, а что в доме должно быть, знаете?
-Игра с клубочком. Ведущий кидает клубок, ребенок загадывает загадку. Как загадку отгадываете, то сразу и появляется в избе. Вы уж, повнимательнее будьте, чтобы в избе красиво было и всякой утвари хватало.
Загадки /предметы появляются на экране после отгадок детей/
Среди предметов есть решето /в конце/
ИГРА «Решето» рус. нар.
Одна группа детей делает воротики, другая группа детей входит в них и выходит, все говорят слова:
Пирогов я напеку.
Напеку я плюшек
Для друзей-подружек. /воротики захлопываются, играют 2 раза, кого поймали, танцуют/
Хозяйка : Не хватает еще половичка домотканного, да рушники не вышиты. Поможете?
Тогда принимаемся за дело. Кто сидит у окошка будет делать плетёнки из теста, а остальные пойдемте со мной половички ткать. А чтобы дело спорилось, запоём песню русскую. / Под пение рус. нар. песни «Прялица» /дети занимаются рукоделием, предлагается гостям присоединиться к работе/
Вед:: Давайте покажем, что у нас получилось. Хозяйка оценивает работу.
Ведущий: Хозяюшка, понравилось тебе, как дети украсили твою избу?
Вот спасибо мои милые, украсили избу на славу. Всё мне нравится. А эти красивые плетёночки надо в печи испечь
Реб: Ой ты, печка-сударыня,
Помоги нам, боярыня.
Ты свари, испеки,
В дом богатство неси!
Хозяйка: Давайте в печи самовар поставим. Это ещё одна русская традиция, всем за самоваром собираться. Песни петь, общаться. А заваривали разные травы полезные: зверобой, мяту, душицу. И даже поговорка есть такая: «Чай не пьёшь — какая сила, чай попил-совсем ослаб».
Реб: Эх, возьму я в руки балалайку
Да потешу я любимую Хозяйку
Сядем братцы все рядком
Да частушки пропоём.
Частушки
Есть у меня для Вас, красны девицы и добры молодцы, одно задание: все нитки мои кот Васька размотал (игрался, помогите мне их в клубочки смотать. Мальчики будут нитки держать, а девочки – сматывать. Как музыка зазвучит, надо ниточку в клубочек наматывать, а как прекратится – хватит Вас и ниточку мотать. Понятно ли задание? Начинаем соревнование.
Проводится соревнование «Смотай нитку в клубок»
Хозяйка: Ну-ка, как вы потрудились? Чей же клубочек больше, да тяжелее? (Хвалит детей)
Работать-то Вы – мастера, а плясать-то умеете».
Ведущая: Веселил нас много раз хороводный перепляс,
Сколько удали, задора, сколько радости во взоре!
Девочка: Ох и весело у нас
Ноги сами идут в пляс.
Мальчик: Обойди хоть всю планету,
Лучше русской пляски нету!
Балалайка и гармонь
Разжигают в нас огонь.
Девочка: Раздайся, народ, меня пляска берёт,
Пойду попляшу, на людей погляжу.
Исполняется хороводный перепляс «Самовар» (общий танец)
Хозяйка: Ребята, как Вы думаете, почему в моей избе так тепло и уютно? (ответы детей)
Правильно! Весь день печка пыхтит – старается. Хлеб печёт, щи, да кашу варит.
Печь избу согревает, да освещает.
Голос: (из-за печки, ворчливо) Сама-то печка добрая, всем найдёт кусок пирога, да куриную ножку. А вот люди норовят сами всё съесть, мне ничего не оставить.
Хозяйка: Кто это из-за печи со мной разговаривает?
Голос: Это я, запечный житель.
Хозяйка: Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь, да снами поговоришь?
Голос: Зовут меня – известно как, зовусь я Домовой. Слыхали, небось, такое имя?
Хозяйка: Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами, да охами. И не только людей, но и животных домашних? Правда это? А?
Голос: (обиженно)Вы этим слухам не верьте, я добрый и никого не обижаю.
Хозяйка: Тогда давайте дружно позовём его все вместе: «Домовой, Домовой, приходи к нам Домой». А ну, повторяйте все вместе со мной, да подружнее.
/ Хозяйка вместе с ребятами повторяет призыв несколько раз. Наконец, появляется Домовой».
Кузя: (неуверенно) Здра-а-асте!
Хозяйка: Как мы тебе рады, правда, ребята? Проходи, садись к печке, здесь тебе будет уютнее.
Кузя: Спасибо. Добрая ты, видать, Хозяюшка. И меня в гости пригласила, и всех ребят
Хозяйка: Спасибо, спасибо. Захвалил ты меня, а про себя то нам расскажешь?
Кузя: Ну…так и быть – слушайте!
Я хозяйственный такой –
Добрый Кузя Домовой.
Сказки сказывать могу,
Всем испечь по пирогу.
Чтобы в доме был покой,
Рад стараться Домовой,
Чтобы мир был и лады –
Охраняю от беды.
Хозяйка: Замечательно. Так тебя Кузей зовут? Русской избе всегда домовой жил и от беды хозяев оберегал. Давайте поиграем с Кузей, порадуем его.
Проводится игра «Домовой». Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню:
Кузя, Кузя Домовой мы хотим играть с тобой.
Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,
Приседай и вставай, да и нам заданье дай.
Ты на печке не лежи, что нам делать покажи!
(Кузя в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Кузя.)
Хозяйка: (выходит с пирогом)
Ну вот и пирог поспел, милости прошу к столу (угощаются)
А теперь пора прощаться
Из старины нам возвращаться.
Публикации по теме:
Сценарий народно-обрядового праздника «Троица» для детей старшего дошкольного возраста «Здравствуй, русская берёзка!» «Здавствуй, русская берёзка!»Сценарий народно-обрядового праздника «Троица» для детей старшего возраста Цель: Знакомство детей с русскими.
Видео и сценарий фольклорного праздника «Ивана Купала» для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей к истокам русской народной культуры. Задачи: Воспитательные:.
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-русская изба» .
«Пришли Святки-а с ними и Колядки». Сценарий фольклорного праздника для старших дошкольников После новогодних праздников детям хочется продления сказки. Поэтому мы с педагогами воплощаем мечту в реальность. Готовим совместными.
Сценарий фольклорного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Масленица годовая — наша гостьюшка дорогая!» Сценарий фольклорного досуга для детей старшего дошкольного возраст «Масленица годовая — наша гостьюшка дорогая!» Автор-составитель: музыкальный.
Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки» для детей старшего дошкольного возраста Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки-осени поминки» для детей старшего дошкольного возраста. Людмила Диканова. Сценарий праздника.
Сценарий фольклорного праздника «Масленица» Ведущая. Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Собирайтесь, снаряжайтесь веселый праздник справлять, широкую Масленицу встречать.
Сценарий фольклорного праздника «Осенние посиделки» Под музыку «Русские матрешки» входят Хозяйка и 5 матрешек. Музыка закончилась, а матрешки продолжают танцевать. Хозяйка: Дуняша! Наташа.
Сценарий фольклорного праздника «Жаворонки» Фольклорный праздник «Жаворонки» Вед: Весна на пост свой заступила, Тепло земле всей подарила И солнечным ярким лучом С улыбкой вошла в.
Сценарий осеннего фольклорного праздника «Здравствуй, батюшка Покров!» для детей старшего дошкольного возраста МДОУ д/с «Сказка» д. Сухоноска Воспитатель: Пескова А. М. Цель: приобщение детей к народным традициям празднования Покрова Дня. Задачи:.
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Русская изба
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
Источник: www.maam.ru
Хозяюшка в дому — оладышек в меду
Кошка — не посторонний в доме, где играют и дерутся крысята.
- 08.06
- 9 просмотров
Сорока под порогом, и кошка умылась, а в доме ни мучицы, ни крупицы
- 07.06
- 8 просмотров
Твой дом — твоя и воля.
- 05.06
- 11 просмотров
Хорош мед, да цена портит.
- 02.06
- 4 просмотра
Как кошка в чужом доме.
- 31.05
- 13 просмотров
Чтобы платьице тонело, а хозяюшка его добрела
- 31.05
- 1 просмотр
Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится
- 29.05
- 8 просмотров
Беру ягодку, черную смородинку, батюшке в стаканчик, матушке в рукавчик, серому медведю меду на лопатку; усь, медведь, побегай за мною
- 28.05
- 10 просмотров
У Вас есть интересная история?
Поделитесь ею с нами!
Источник: bumbarashka.ru
Хозяюшка в дому — оладышек в меду.
Смысл этой пословицы можно понять из приведённых ниже определений слов: в, дом, мёд, оладья . Также стоит посмотреть синонимичные пословицы на тему «пословицы о доме», — смысл может объясняться в них.
Толкование пословицы «Хозяюшка в дому — оладышек в меду.» по словарю Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю.
Словарь Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю.:
I. с вин. и предл. п.
1. употр. при обозначении места, направления куда-н. или нахождения гден. Положить бумаги в стол. Бумаги лежат в столе. Уехать в Сибирь. Жить в Сибири. Подать заявление в университет.
Учиться в университете.
2. употр. при обозначении явлений, представляющих собой область деятельности, состояние кого-н. Вовлечь в работу. Весь день в работе. Впасть в сомнение. Погрузиться в глубокое раздумье.
3. употр. при обозначении состояния, формы, вида чего-н. Растереть в порошок. Лекарство в порошках. Сахар в кусках. Разорвать в клочки.
Все пальцы в чернилах.
4. употр. при указании на внешний вид кого-чего-н. , на оболочку, одежду. Завернуть в бумагу. Конфеты в обёртке. Одеться в шубу. Ходить в шубе.
Нарядиться в новое платье.
5. употр. для указания количества какихн. единиц, из к-рых что-н. состоит. Комната в двадцать метров. Комедия в трёх актах. Отряд в сто человек.
6. употр. при обозначении момента времени. В ночь на четверг. В один день. В прошлом году. В третьем часу.
1. употр. при обозначении соотношений чисел. В три раза меньше.
2. Ради, для, в качестве чего-н. Сделать что-н. в насмешку. Не в обиду будь сказано.
3. употр. для указания на семейное сходство с кем-н. Весь в мать.
1. употр. при обозначении расстояния от чего-н., временного отрезка. В двух шагах от дома. В пяти минутах езды от города.
2. употр. при обозначении предметов, лиц, явлений, по отношению к к-рым что-н. происходит, наблюдается. Недостатки в воспитании. Знаток в литературе. Разбираться в людях. Разница в годах.
3. употр. при обозначении субъекта носителя состояния. В юноше зреет пианист. В человеке живёт уверенность. В душе радость.
ДОМ , а (у), мн. а, ов, м.
1. Жилое (или для учреждения) здание. Д.-новостройка. Каменный д. Дойти до дома. Вышел из дома. Флаг на доме.
Сбежался весь д. (все живущие в доме).
2. Свое жильё, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство. Дойти до дому. Выйти из дому. Родной д. Принять в д. кого-н. Мы знакомы домами (наши семьи бывают друг у друга).
Хлопотать по дому. У матери на руках весь д.
3. ( мн. нет). Место, где живут люди, объединённые общими интересами, условиями существования. Общеевропейский д. Родина наш общий д.
4. чего или какой. Учреждение, заведение, обслуживающее какиен. общественные нужды. Д. отдыха. Д. творчества. Д. учёных. Д. ветеранов сцены. Торговый д. (название нек-рых торговых фирм). Д. моделей. Д. мебели.
Д. обуви. Д. торговли (названия больших магазинов).
5. Династия, род. Царствующий д. Д. Романовых.
• На дому дома. Работать на дому.
На дом домой. Брать работу на дом. Заказ доставлен на дом.
Белый дом 1) резиденция американского президента в Вашингтоне; 2) в России: главное правительственное здание.
Отказать от дома кому перестать принимать, приглашать к себе.
Общеевропейский дом ( высок. ) все европейские государства как равноправные и дружественные сообщества.
Доходный дом многоквартирный дом, построенный для сдачи внаём.
Дом вверх дном ( разг. шутл. ) о полном беспорядке, неразберихе в доме.
Мой дом моя крепость посл. о надёжной неприкосновенности дома, семьи.
| уменьш. домик , а, м. (к 1 знач. ) и домок , мка, м. (ко 2 знач. ). Жить своим домком.
| унич. домишко , а, м. (к 1 знач. ).
| увел. домище , а, м. (к 1 знач. ) и домина , ы, м. (к 1 знач. ).
| прил. домовый , ая, ое (к 1 знач. ). Домовая книга (для регистрации жильцов).
МЁД , а (у), о мёде, в меду, мн. (при обозначении сортов) меды, ов, м.
1. Сладкое густое вещество, вырабатываемое пчёлами из нектара. Липовый, цветочный, гречишный м. Сбор мёда.
2. Старинный лёгкий хмельной напиток.
• Не мёд кто-что ( разг. ) не сахар, не подарок. Сынок ваш, сами знаете, не мёд.
| прил. медовый , ая, ое. м. вкус. М. пряник (на меду).
• Медовый месяц первый месяц супружеской жизни.
Медовые речи то же, что сахарные речи.
Если нужное слово из пословицы Хозяюшка в дому — оладышек в меду. отсутствует в приведённом списке, то его можно найти с помощью этой формы:
Толкование пословицы «Хозяюшка в дому — оладышек в меду.» по словарю Даля В.И.
Словарь Даля В.И., статья к слову оладья:
ОЛАДЬЯ ж. оладьи , аладьи мн. оладейки , новорос. оладки, твер. олажки, ряз. оланки; оладышки , пряженое хлебенное, из кислого пшеничного теста, шарами, лепешками; толстые блинки. Хозяюшка в дому — оладышек в меду. Где оладьи, тут и ладно; где блины, тут и мы! Оладейное тесто. Оладышник , любитель оладей. Оладница , сковородка, ладка, на коей пекут оладьи;
|| лоточек, миска, на коей подают их;
|| пост, пора печенья оладей. Оладница пришла .
Источник: xn--b1arjbl7a.xn--p1ai