Практическая работа по биологии способы определения качества меда и его характеристика

Определение качества меда по внешним признакам.

1. В пробирку налейте 5 капель раствора яичного белка и ОСТОРОЖНО по стенке прибавьте 3–4 капли концентрированной азотной кислоты.

2. Смесь осторожно нагрейте. Выпадает осадок, который окрашивается в желтый цвет.

3. После охлаждения в пробирку ОСТОРОЖНО по стенке прилейте 10 капель 30 %-го раствора NaOH, желтая окраска переходит в оранжевую.

Лабораторный опыт № 2: Биуретовая реакция

Цветная реакция (появление фиолетового окрашивания), которую дают при взаимодействии с сульфатом меди в щелочной среде органические вещества, имеющие в молекуле группировку —СО—NH—. Широко используется для качественного и количественного определения белков.

1) яичный белок, 1% раствор (белок куриного яйца фильтруют через марлю и разводят дистиллированной водой 1:10);

2) NaOH, 10% раствор;

3) Cu(OH)2, 1% раствор.

В щелочной среде белки, а также продукты их гидролиза – пептиды дают фиолетовое или красно-фиолетовое окрашивание с солями меди. Реакция обязана наличию пептидных связей в белках:

Интенсивность окраски зависит от длины полипептида.

Ход работы

1. В пробирку налейте 5 капель раствора яичного белка, затем 10 капель 10 %-го раствора щелочи.

2. Добавьте 1–2 капли раствора сульфата меди, смесь перемешайте. Появляется красно-фиолетовое окрашивание.

Лабораторный опыт № 3. Реакция на серосодержащие аминокислоты (реакция Фоля).

В остатках серосодержащих аминокислот цистеина и цистина сера при щелочном гидролизе отщепляется, образуя сульфиды. Сульфиды, взаимодействуя с ацетатом свинца, образуют осадок сульфида свинца черного или буро-черного цвета.

Ход работы

1. В пробирке смешайте 5 капель раствора яичного белка, 5 капель 30 %-го раствора щелочи и 2 капли раствора ацетата свинца.

2. Смесь осторожно нагрейте на спиртовке до кипения и кипятите. Через некоторое время появляется буровато-черное или черное окрашивание.

№ задания Условия проведе-ния реакции Наблю-даемое явление Проте-кающие реакции Вывод

Лабораторная работа

«Определение жира в семенах растений».

Цель: определить присутствие липидов в составе семян растений.

Оборудование: семена растений, ступка и пестик, светлая хлопчатобумажная ткань.

Ход работы.

1. Семена растений растереть пестиком в ступке.

2. Нанести растертые семена на чистую хлопчатобумажную ткань и важать массу. В случае наличия жира появится жирное пятно.

Вывод: определили наличие жиров в составе растительных семян.

Лабораторная работа

«Определение крахмала в продуктах питания».

Цель: доказать наличие крахмала в продуктах питания и его значение для живых организмов. Продолжить формирование навыков практической работы с веществами и оборудованием.

Оборудование: крахмальный клейстер, раствор йода, продукты питания, набор реактивов.

Ход урока:

— Провести качественную реакцию на крахмал с йодом. Разрезать клубень картофеля и капнуть на поверхность среза капельку раствора йода.

— Из муки сделали кусочек теста, завернули в марлю и выполоскали в стакане с водой. Получить суспензию, провести качественную реакцию на крахмал с йодом, доказать наличие крахмала.

— Из продуктов питания (хлеба и батона) приготовить суспензии и провести качественную реакцию на крахмал с йодом.

— Приготовить суспензии из йогуртов и тоже проверить на наличие крахмала.

4. По результатам опытов заполнить таблицу.

№ п/п Название продукта Что Делали? Что наблюдали Вывод
1. Клубни картофеля
2. Кусочек теста
3. Хлеб «Подовый»
4. Батон «Горчичный»
5. Йогурт «Активия»
6. Йогурт ТМ «Геркулес»

В таблице фиксируется интенсивность изменения окраски йода.

Вывод: наличие крахмала в продуктах питания. Интенсивность окраски йода.

Лабораторная работа «Определение натуральности качества меда».

Цель: проверить мед на натуральность по внешним признакам; научиться определять примеси в меде.

Ход работы.

Определение вкуса меда.

На вкус натуральный мед — сладкий, но в меру, немного терпкий. Во рту он может вызвать легкое покалывание, жжение. Искусственный мед такими вкусовыми качествами не обладает. Легкий привкус карамели мед приобретает при нагревании. «Гретый» мед имеет более презентабельный товарный вид, но менее полезен. Он теряет свои уникальные лечебные свойства при температуре +50 градусов и даже при +35-40 градусах может стать вредным, канцерогенным.

Определение запаха меда.

Еще один признак натуральности меда — запах. Натуральный продукт имеет характерный, легко узнаваемый душистый аромат, фальшивка запаха не имеет.

Определение сахарозы.

Сахароза (тростниковый сахар) выявляется в медовом растворе ляписом (азотнокислое серебро). Раствор меда для этого эксперимента должен быть 5-10 процентный. Выпадение белого серебристого осадка — признак фальсификации меда.

В чашку некрепко заваренного черного чая положите ложечку меда, размешайте до его полного растворения. Если чай стал мутным, то значит — в меде есть сахар. Качественный мед осадка не дает, чай только слегка потемнеет.

Ход работы

Данную работу необходимо выполнять в вытяжном шкафу, соблюдая особую осторожность!

1. В пробирку налейте 5 капель раствора яичного белка и ОСТОРОЖНО по стенке прибавьте 3–4 капли концентрированной азотной кислоты.

2. Смесь осторожно нагрейте. Выпадает осадок, который окрашивается в желтый цвет.

3. После охлаждения в пробирку ОСТОРОЖНО по стенке прилейте 10 капель 30 %-го раствора NaOH, желтая окраска переходит в оранжевую.

Лабораторный опыт № 2: Биуретовая реакция

Цветная реакция (появление фиолетового окрашивания), которую дают при взаимодействии с сульфатом меди в щелочной среде органические вещества, имеющие в молекуле группировку —СО—NH—. Широко используется для качественного и количественного определения белков.

1) яичный белок, 1% раствор (белок куриного яйца фильтруют через марлю и разводят дистиллированной водой 1:10);

2) NaOH, 10% раствор;

3) Cu(OH)2, 1% раствор.

В щелочной среде белки, а также продукты их гидролиза – пептиды дают фиолетовое или красно-фиолетовое окрашивание с солями меди. Реакция обязана наличию пептидных связей в белках:

Интенсивность окраски зависит от длины полипептида.

Ход работы

1. В пробирку налейте 5 капель раствора яичного белка, затем 10 капель 10 %-го раствора щелочи.

2. Добавьте 1–2 капли раствора сульфата меди, смесь перемешайте. Появляется красно-фиолетовое окрашивание.

Лабораторный опыт № 3. Реакция на серосодержащие аминокислоты (реакция Фоля).

В остатках серосодержащих аминокислот цистеина и цистина сера при щелочном гидролизе отщепляется, образуя сульфиды. Сульфиды, взаимодействуя с ацетатом свинца, образуют осадок сульфида свинца черного или буро-черного цвета.

Ход работы

1. В пробирке смешайте 5 капель раствора яичного белка, 5 капель 30 %-го раствора щелочи и 2 капли раствора ацетата свинца.

2. Смесь осторожно нагрейте на спиртовке до кипения и кипятите. Через некоторое время появляется буровато-черное или черное окрашивание.

№ задания Условия проведе-ния реакции Наблю-даемое явление Проте-кающие реакции Вывод

Лабораторная работа

«Определение жира в семенах растений».

Цель: определить присутствие липидов в составе семян растений.

Оборудование: семена растений, ступка и пестик, светлая хлопчатобумажная ткань.

Ход работы.

1. Семена растений растереть пестиком в ступке.

2. Нанести растертые семена на чистую хлопчатобумажную ткань и важать массу. В случае наличия жира появится жирное пятно.

Вывод: определили наличие жиров в составе растительных семян.

Лабораторная работа

«Определение крахмала в продуктах питания».

Цель: доказать наличие крахмала в продуктах питания и его значение для живых организмов. Продолжить формирование навыков практической работы с веществами и оборудованием.

Оборудование: крахмальный клейстер, раствор йода, продукты питания, набор реактивов.

Ход урока:

— Провести качественную реакцию на крахмал с йодом. Разрезать клубень картофеля и капнуть на поверхность среза капельку раствора йода.

— Из муки сделали кусочек теста, завернули в марлю и выполоскали в стакане с водой. Получить суспензию, провести качественную реакцию на крахмал с йодом, доказать наличие крахмала.

— Из продуктов питания (хлеба и батона) приготовить суспензии и провести качественную реакцию на крахмал с йодом.

— Приготовить суспензии из йогуртов и тоже проверить на наличие крахмала.

4. По результатам опытов заполнить таблицу.

№ п/п Название продукта Что Делали? Что наблюдали Вывод
1. Клубни картофеля
2. Кусочек теста
3. Хлеб «Подовый»
4. Батон «Горчичный»
5. Йогурт «Активия»
6. Йогурт ТМ «Геркулес»

В таблице фиксируется интенсивность изменения окраски йода.

Вывод: наличие крахмала в продуктах питания. Интенсивность окраски йода.

Лабораторная работа «Определение натуральности качества меда».

Цель: проверить мед на натуральность по внешним признакам; научиться определять примеси в меде.

Ход работы.

Определение качества меда по внешним признакам.

Признаки настоящего меда:

— Натуральный мед легко растирается между пальцами, впитывается кожей рук.

— На поверхности меда не должно быть пенки в виде пузырьков. Брожение, вспенивание — признак незрелости или добавления воды. В натуральном меде содержатся частички пыльцы, воск, другие природные вкрапления. Слишком чистый, прозрачный мед — скорее всего искусственный.

Источник: infopedia.su

Лабораторно-практическое занятие № 3

Цель работы: Изучение органолептических, физических и химических свойств меда.

Необходимое оборудование и материалы: Настольные лампы, микроскоп световой биологический с общим увеличением 120, центрифуга электрическая, весы лабораторные рычажные 1-го или 2-го класса точности, колориметрическая шкала, пробирки стеклянные, электроплитка, спирт этиловый ректификованный, рефрактометр, баня водяная, образцы меда.

Порядок выполнения работы:

1. Ознакомиться с оборудованием и правилами техники безопасности при проведении лабораторно-практических работ;

2. Ознакомиться с ГОСТ 19792-2001 «Мед натуральный», ГОСТ Р 52001-2005 «Меды монофлорные», с требованиями и нормами, которые предъявляются к натуральному меду;

3. Ознакомиться с методикой проведения работы;

4. Зафиксировать данные наблюдений, замеров, расчетов в рабочей тетради;

5. Оформить отчет о выполнении лабораторно-практической работы;

6. Письменно ответить на контрольные вопросы с использованием полученных результатов и учебной литературы;

7. Представить результаты выполнения работы и отчет преподавателю.

Методика проведения работы.

Таблица 5.1 – Основные органолептические и физико-химические показатели меда

Наименование показателя

Характеристика и значение для меда

Приятный, от слабого до сильного, без постороннего запаха

Сильный приятный, свойственный меду от цветков гречихи

Приятный, обладает нежным ароматом цветков липы

Сладкий, приятный, без постороннего привкуса

Сладкий, приятный, от которого першит в горле

Сладкий, приятный, с ощущением слабой горечи

От светлого до темного

От янтарного до темно-янтарного

От почти бесцветного до светло-янтарного

Наличие пыльцовых зерен

Массовая доля воды, %, не более

Массовая доля редуцирующих сахаров, %, не менее

Массовая доля сахарозы, %, не более

Диастазное число, ед. Готе, не менее

Содержание оксиметилфурфурола в 1 кг меда, мг, не более

1. Органолептическое исследование меда.

Цвет меда определяют визуально при дневном освещении с использованием колориметрической шкалы (бесцветный, светлый, экстра белый, экстра светло-янтарный, светло-янтарный, янтарный, темно-янтарный, темный).

Определение аромата. Для определения аромата в стеклянную бюксу (стакан) помещают 30—40 г меда, закрывают крышкой и нагревают на водяной бане при температуре 40—45°С в течение 10 мин. Затем крышку снимают и определяют запах.

Определение вкуса. Вкус определяют после предварительного нагревания меда до 30 °С.

Консистенция меда. Для определения консистенции (вязкости) меда в него погружают шпатель, имеющий температуру 20°С, затем шпатель извлекают и оценивают характер стекания меда:

а) жидкий мед — на шпателе небольшое количество меда, который стекает мелкими, частыми каплями;

б) вязкий мед — на шпателе значительное количество меда, стекающего крупными, редкими, вытянутыми каплями;

в) очень вязкий мед — на шпателе значительное количество меда, который при стекании образует длинные тяжи;

г) плотная консистенция — шпатель погружается в мед под давлением.

Кристаллизация меда может быть мелкозернистой (кристаллы менее 0,5 мм), крупнозернистой (более 0,5 мм) и салообразной (кристаллы не различимы глазом). Степень кристаллизации определяют визуально.

Определение брожения меда. Кисловатый запах, усиливающийся при нагревании меда. Мед вспучивается, на поверхности появляется пена, а в нем самом пузырьки газа. При микроскопировании такого меда обнаруживают дрожжи.

Источник: studfile.net

Исследовательская работа «Определение качества меда в домашних условиях»

Так как мёд один из ценнейших продуктов питания человека, способный восполнить дефицит во всех минеральных веществах, витаминах и биологически активных веществах. Но, к сожалению, не весь мед на наших рынках отвечает необходимым требованиям. Причина этому корыстные цели не добросовестных производителей. Поэтому важно в домашних условиях уметь определять качество меда.

Цель: изучение качества купленного мёда у различных производителей, обнаружение фальсифицированного мёда.

Задачи:

  1. Изучить литературу.
  2. Собрать образцы мёда.
  3. Определить среди собранных образцов наличие фальшивого или не качественного мёда.
  4. Провести исследования образцов мёда на наличие в них посторонних добавок таких как (вода, крахмал, сахар)

Гипотеза: мёд, купленный у незнакомых продавцов и в магазине, может быть фальсифицированным.

Объект исследования: мёд

Предмет исследования: наличие посторонних примесей

Методы: эксперимент

Источник: eee-science.ru

Оцените статью
Добавить комментарий