Зачем в меде учат философию

Философия «вливается» во все сферы нашей жизни. Она оказывает свое влияние как на самого человека, так и на окружающий его мир. Эта наука считается родоначальником всего того,что мы имеем сейчас. Но философия — это динамичная наука и она продолжает свое действие и по сей день. Благодаря такому влиянию формируются все грани личности человека, и , в том числе, медицинского работника.

Идеальный врач — это прежде всего гармоничная личность, которую и формирует «царица наук» — философия!

Ключевые слова

философия,медицина, врач, личность

Статья

Философия зависит от культуры, представляет собой ее выражение и в то же время формирует ее. Духовная жизнь общества составляет главный процесс формирования и развития его духовной культуры. Основными критериями сферы духовной жизни общества является развитость индивидуального сознания: способность человека осознавать самого себя, свои отношения с природой и обществом, гуманистическая направленность мировоззрения, мера развитости образования, науки, информационной жизни общества.

Зачем идти учиться на философский факультет и кем работают философы — отвечают студенты ГАУГН

Философия зависит от культуры, представляет собой ее выражение и в то же время формирует ее. Духовная жизнь общества составляет главный процесс формирования и развития его духовной культуры. Основными критериями сферы духовной жизни общества является развитость индивидуального сознания: способность человека осознавать самого себя, свои отношения с природой и обществом, гуманистическая направленность мировоззрения, мера развитости образования, науки, информационной жизни общества.

В противоположность этому основными чертами современной культуры являются прагматизм, рационализм, установка на гедонизм во всех видах человеческой деятельности. Из жизни исчезло все абсолютное и духовно-нравственное, что привело к кризису современной культуры. Главной целью человека стал мир чувственно-телесных вещей. Вместе с тем переживает кризис личность человека.

Она находится в постоянном противоречии с самой собой, а ведь для нее характерна гармония, которую человек с самых ранних лет и стремится получить. Средствами достижения цели становятся философия, религия, искусство.

В основе философии лежит стремление человека к истине, к добру, т.е. ко всему жизненно важному. Она есть форма духовности, она возникла тогда, когда человек обнаружил, что он есть не только телесное, физическое существо, но и совесть, свободная воля и разум. С момента своего возникновения философии занята свободным поиском абсолютных, предельных оснований, ценностей человеческого бытия. У человека есть духовная потребность в идеалах, ценностях, надеждах, и философия способна дать ценностную картину мира, как обнадеживающую, так и пессимистическую.

Философия – учение о мире, и месте человека в нём; наука о всеобщих науках развития природы, общества. С её помощью мировоззрение достигает высокой степени обобщённости и теоретичности, а в свою очередь развитое мировоззрение позволяет лучше разбираться в философских вопросах и в общих вопросах человеческого бытия.

Зачем нужна философия? | Размышление

Что касается, непосредственно, медицинских работников, то известно, что студенты, не обладающие достаточным жизненным и профессиональным опытом, имеют весьма смутные представления о совокупности моральных качеств, которыми должен обладать современный врач, об идеале медика–специалиста в современном обществе. Еще со времен Гиппократа считалось, что тот, кто не является хорошим человеком, не может быть хорошим врачом.

Нравственная чистота врача всегда ставилась в один ряд с уровнем врачебной эрудиции и интеллектом клинициста. Именно гуманистическая направленность личности врача помогает ему преодолевать усталость, постоянно совершенствовать свои профессиональные знания, оттачивать диагностические приемы, вырабатывать творческое клиническое мышление. Для врача–гуманиста его врачебная память, наблюдательность, логическое мышление приобретают особый личный смысл, становятся его неотъемлемыми качествами и средством самоутверждения. Человеколюбие помогает ему стать психологом и педагогом по отношению к больному, подсказывает правильный ход из сложной ситуации, водит из состояния депрессии в случае постигших профессиональных неудач и ошибок. Все это помогает формировать философия.

Можно сказать, что философия как мировоззрение представляет собой высший уровень восприятия мира, его понимания. Она представляет систему рационализма и теоретических оснований под любое размышление о мире и его строении. Это такой уровень, на котором происходит полное осмысление явлений, построение причинно-следственных связей, сухое рациональное мышление без доли эмоций. Тогда делаются попытки вскрыть все секреты происходящего вокруг, создать законы природы, которые бы помогли что-то предсказать, спрогнозировать, предотвратить. Такой понятийный подход основан на глубоких естественных познаниях и абстрактном, не всегда стандартном и традиционном, мышлении.

Философия – это свободное мышление и искание истины.

Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания). Она, ориентируя познавательное отношение человека на раскрытие природы и сущности мира, природы и сущности самого человека, общей структуры мира, связей и законов его развития, с одной стороны, обогащает людей знанием о мире, о человеке, а с другой — влияет на все формы общественного сознания, детерминируя необходимость для каждого из них в отношении «человек-мир», а также определяет общую логику познавательного отношения человека к действительности: «Благодаря теории философского познания раскрываются закономерности природных и общественных явлений, исследуются формы продвижения человеческого мышления к истине, пути и средства ее достижения, обобщаются результаты других наук . » В том числе и такой науки как медицина. Однако, медицина принципиально отличается как от известных общественных наук, так и от общественно-научных и гуманитарных дисциплин. Она представляет собой уникальное единство познавательных и ценностных форм умственного отражения и практического преобразования человеческой жизни. Последнее и сближает медицину с философией.

Медицина как по сути своей всегда молодая и динамично развивающаяся наука обладает огромным потенциалом для познания человека на базе новейшего экспериментального и клинического материала в области различных видов исследований. Она выступает как цель и смысл этого познания, к которому применимы все параметры системно-структурного анализа. Начиная с Гегеля и Шеллинга, системно-структурный подход постепенно превратился в общенаучный метод практически во всех формах исследования, а в наше время он становится нормативом теоретического мышления и в медицинской науке. Обращение к системно-структурному анализу новейших медицинских наблюдений и открытий актуально сегодня прежде всего потому, что они восходят к насущным потребностям в научно-теоретическим обобщении и объяснении таких проблем, как здоровье и болезнь, норма и патология, соотношение биологического и социального, психического и соматического. Вследствие формируется врачебно-клиническое мышление.

Так, например, В.И. Катеров рассматривает врачебно-клиническое мышление двояко: с одной стороны, как философию (врачебное мировоззрение), с другой – как метод. В соответствии с этим врачебно-клиническое мышление определяется как, во-первых, совокупность общепринципиальных взглядов на болезнь, на ее течение и излечение. Во-вторых, оно выступает как комплекс неписанных правил, которыми врач руководствуется в каждом отдельном случае при решении практических задач – постановке диагноза, прогноза и назначении терапии. В-третьих, врачебно-клиническое мышление как своеобразный творческий мыслительный процесс, заключающийся в постоянном решении практических задач, является антиподом стандартизации и шаблонности.

Однако уже в его работе мы можем обнаружить, во-первых, интерес к проблемам мышления и интеллектуальной деятельности вообще и, во-вторых, возрастающую тревогу по поводу «увлечений» лабораторными и инструментальными исследованиями, совокупность результатов которых не может заменить постановку диагноза.

Во второй половине XX века понятие клинического мышления совершенствуется и обогащается. А.С. Попов, В.Г.

Кондратьев под клиническим мышлением понимают специфическую умственную деятельность практического врача, обеспечивающую наиболее эффективное использование данных теории и личного опыта для решения диагностических и терапевтических задач относительно конкретного больного. наиболее важной чертой клинического мышления они считают способность к умственному воспроизведению синтетической и динамической внутренней картины болезни. Ядром клинического мышления служит способность к умственному построению синтетической картины болезни, к переходу от восприятия внешних проявлений заболевания к воссозданию его «внутреннего» течения, т.е. патогенеза. Умения включить каждый, даже «малый» факт, в общую логическую цепь своих рассуждений, дать каждому симптому патогенетическое истолкование – важнейшее качество клинициста. Клиническое мышление отражает не только особенности мышления врача-клинициста, но и определенные требования к восприятию, воображению, памяти и вниманию.

В то же время, истины и ценности философии, в отличие от истин науки, не носят принудительного характера. У. Джемс (американский философ и психолог) отмечает, что наука одинакова для всех и ее можно усвоить, ее результатам и методам можно научить и научиться. Изучающий науку обязан принять и усвоить то, что ему говорят.

Изучающий философию не обязан воспринимать все, что написано в философских книгах. Но все, что он слушает и читает, должно стимулировать его собственное мышление, делать его культурным. «Философия не печет хлеб, но озаряет духовные перспективы мира и способна преисполнить сердца наши мужеством», — подчеркивает У. Джемс. Философия всегда видит альтернативу, она учит никогда не считать свои собственные взгляды единственно возможными, она учит видеть и выбирать варианты, сознательно, не подчиняясь чужой воле.

Поэтому медицинскому работнику просто необходимо соединять в себе и науку и философию для успешного прохождения своего профессионального и жизненного пути.

Таким образом, современная научная философия и вся ее система необходима для адекватного отражения медициной своего объекта – здоровья и болезней человека. От этого взаимодействия выигрывают и медицина, и философия: первая получает твердые мировоззренческие и методологические ориентиры и идейные стимулы для своего развития, а философия науки и медицины впитывает в себя опыт изучения диалектики развития нормальной и патологической жизнедеятельности организма и личности человека.

Литература

1.Введение в философию.Хрестоматия.Часть 1,2/Авторы-составители: Е.А.Андриянова, М.Н.Кузнецова, Л.И. Тетюев. Издание 2-е доп. Саратов: Издательство Саратовского ГМУ 2005

Источник: medconfer.com

Эссе Зачем медику нужна философия. “Зачем медику нужна философия”. Зачем медику нужна философия

Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Скачать 85.28 Kb.

Зачем медику нужна философия”
С самых древних времен Философия и Медицина идут рука об руку друг с другом. Эти многовековые феномены культуры переплелись между собой словно корни деревьев. Связи между ними прочны и нерушимы. Однако многие люди, в том числе и студенты медицинских вузов, постоянно задаются вопросом зачем медику нужна философия Я думаю, что всех их интересовали следующие моменты что объединяет медицину и философию и зачем медицина в жизни врача Начнём с того, как связаны медицина и философия. Что же объединяет их Как я уже говорила ранее, эти два понятия тесно связаны между собой.
Такая прочная связь между ними объясняется близостью предметов исследования, представляющих собой изучение человека, его личности и влияния общества на саму личность, а также сходстве целей и задач, единстве методологии,
ценностной ориентации. Изначально медицина выделялась как высокопрофессиональный обосoбленный труд. На тот момент медицина не являлась пока теорией в науке, она была философской в миропонимании врачей, где выбор полагался на этику. В силу этого идеологическое воззрение медицина неделимо взаимодействует с этическими ценностным смыслами врачебной науки. Таким образом, врачи философ совмещались в едином лице. Как отмечал сам Гиппократ:
“Во все времена в медицине были и есть люди творческие,
ищущие, думающие над целями и задачами своего труда. Врачей
такого типа не удoвлетворяет определенная, фиксированная
система норм, рецептов и правил, они пытаются выразить иной
образ медицины. Иными словами, поскольку медицинское знание –

это только часть целoго, то мыслящий врач пытается
расширить горизонты уже познанного, проникнуть в глубины,
выйти заграницы достигнутого, обобщить, выяснить причины,
найти основания, дoкопаться до сути. Так врач становится
философом.”
Далее давайте отметим, что данные науки не являются абсолютно схожими. Они имеют разные направления деятельности и пути поиска истины. Медицина выбрала на заре своего существования путь практического действия, философия же путь теоретического обобщения и рефлексии. Мне кажется сюда бы могли подойти слова Пушкина:
“Они сошлись. Волна и камень, Стихии проза, леди пламень Не
столь различны меж собой. Сперва взаимной разнотой Они друг
другу были скучны Потом понравились потом Съезжались
каждый день верхом И скоро стали неразлучны. Теперь перейдем к сути. А именно к вопросу зачем философия в жизни врача ? Конечно не стоит утрировать, считая если медицина и философия так тесно связаны, что врач обязан быть философом,
а философ врачом. Однако не только медики, но многие люди совершенно разных специальностей рано или поздно столкнуться с вопросами в своей рабочей практике, решить которые им поможет именно философия. В жизни врача большое количество вопросов,
ответы на которые не так-то просто даются для понимания.
Например, что такое человеческая жизнь и смерть, какова их ценность и каков их смысл Также вопрос касающийся того материя ли влияет на сознание или сознание на материю. На первый обыденный взгляд эти слова кажутся очень далекими от медицины,
но сколько история знает примеров, когда пациенты благодаря

уверенности, силе духа и положительному настрою вылечиваются от сложнейших заболеваний. Этим примером я хочу показать, как философия пронизывает медицину, что мы даже не всегда обращаем на это внимание. Отсюда вытекает следующий аргумент:
Философия помогает сделать мозги само мышление врача более гибким, лабильным. Не зря же говорят, что врачу дозволено видеть то, что невидно другим. Философия помогает обеспечить широту и глубину понимания всеобщих процессов и явлений.

Кроме того, она открывает наиболее целесообразные пути медицинского исследования, анализа и оценки происходящих событий, поскольку помогает учесть влияние различных факторов на ход болезни. Ведь не всегда проблема, мучающая человека находится в теле. Нередки ситуации, когда страдает именно душа. Ио лечении её врач тоже должен позаботиться. В пример я могу привести доктора Вернера,
персонажа романа МЮ. Лермонтова Герой нашего времени. Он был отличным специалистом, знатоком своего дела, у которого даже были завистники. Доктор Вернер был материалист и скептик, однако он прекрасно разбирался во всех тонкостях человеческой души. “Он
изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы
трупа. ””Также несмотря навесь свой скептицизм, язвительность и остроумие, Доктору Вернеру не оставались чужды человеческие эмоции и горести. В книге было сказано, что наш герой оплакивал умирающего солдата, также доктор был романтиком в глубине души и писал стихи. Возможно именно философия стала тем фактором,
которая не дала душе Доктора Вернера зачерстветь.
Таким образом, медицина не может существовать без философии.
Для себя необходимость в изучении философии я вижу в том, что благодаря ей врач лечит непросто очередного пациента, а цельную

личность. К сожалению, в жизни нередко встречается такое, что доктора в своём подходе к больным действуют по заученной, много раз уже проделанной методике. Но какой прок от этого будет Мы должны помнить, что лечить нужно не болезнь и патологию, а человека, индивида. Если же медицина отдалится от философии,
то, погружаясь в исследование организма, начнет забывать о личности, утонет в деталях и частностях. Но ведь деятельность врача в первую очередь должна быть ориентирована на человека во всём его многообразии и сложности. И закончить данные рассуждения я бы хотела словами Галена:”Чтобы стать лучшим медиком, надо быть истинным философом”.
Список литературы. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия : учебнике изд..
перераб. и доп.М.: Проспект и др, 2003.

Источник: topuch.com

48.Роль философии в медицинском познании

В практическом медицинском познании бытия жизни предметное мышление сформировалось спонтанно. Оно зародилось еще задолго до того, как сложился философско-научный (понятийный) стиль мышления первых врачевателей.

Научно-медицинское (теоретическое) познание исторически зарождалось вместе с философскими учениями древних греков. Начиная с пробуждения интереса у мыслящих врачей к философскому постижению первопричин мира, места и роли человека в нем, медицина стала активно насыщаться философским смыслом. Немного позже у медиков появилась и устойчивая мыслительная потребность в целостном (объемном) взгляде на системную телесно-духовную сущность человека. В конце концов естественным образом сформировалась диалектическая взаимосвязь между философским осмыслением природы, роли и назначении человека и зарождающимся клиническим мышлением, стремящимся объяснить порой парадоксальные явления в человеческой жизнедеятельности.

Всё это не могло не сказаться на формировании нового специфического предметно-понятийного мышления медиков. Это явление вполне объяснимо, поскольку философские системы и научная медицина никак не смогли бы развиваться совместно и одновременно быть самостоятельными, если бы они сугубо по-своему не отражали и не выражали бы всеобщий интерес, касающийся сохранения и укрепления здоровья людей.

Медицинские знания как многие другие точные сведения о бытии объективного мира, — это непреходящие общечеловеческие ценности. Учитывая, что только медицинские знания и опыт врачевания оказывают прямое воздействие на процессы, способствующие сохранению здоровья людей, развитию здорового образа жизни целых народов, а также каждой отдельной личности, специфический фактор медицины приобретает еще более ценностное специальное гуманитарное значение, так как мобилизует все потенциальные силы человека, направленные на саморазвитие и самосовершенствование.

Специфика деятельности врача определяется своеобразием: 1) объекта исследования (больной, раненый); 2) задач, которые призван решать врач (диагностическая, лечебная, профилактическая и др.); 3) условий деятельности и т.д. Особенности объекта познания и специфичность задач, которые должен решать врач, предъявляют к его интеллектуальной деятельности ряд требований.

Медицина как никакая другая дисциплина нуждается в целостном восприятии объекта, причем сплошь и рядом это нужно делать мгновенно. Поэтому в медицине, как в искусстве, важную роль играет непосредственное впечатление, или, как выражался М.М. Пришвин, впечатление «первого взгляда»: «Малое должно узнать себя в целом со всеми частями» . Необходимо развивать умение познать целое через деталь. Через детали врач должен видеть направление процесса развития болезни .

Не менее важным является требование объективности мышления. Субъективизм в оценке фактов и диагностических заключениях – наиболее частая причина врачебных ошибок, связанная с недостаточно критическим отношением врача к своим умозаключениям.

49.Философия и медицина

Медицина в системе наук представляет собой некое проблемное поле естествознания, обществоведения и гуманитарных наук, прежде всего философии. Последняя способствует совершенствованию понятийного аппарата всего практического здравоохранения.

Более того, она развивает научно-мировоззренческие взгляды врача и эвристический (творческий) потенциал в целостной системе материальной и духовной культуры медиков. И вообще, как показывает практика, без философии имидж самой медицины как важнейшей сферы общечеловеческой культуры заметно тускнеет.

Медицина совместно с философией постигает сложный мир жизни человека, управляет его здоровьем. При этом она и сама становится объектом специального философского познания. Общие контуры медицины в критериях античной философии обозначил еще великий Гиппократ. Оформление медицины в самостоятельную естественнонаучную и гуманитарную сферу воздействия на человека относится к Новому времени, когда она стала органично связываться с философскими концепциями жизни философии Ф.Бэкона, И.Канта и других мыслителей.

Сегодня можно говорить о том, что медицина – это не только искусство практического врачевания, но и интеграционная наука, да и к тому же, не столь эмпирическая, сколько теоретическая. Стремление теоретически обобщить и философски интегрировать эмпирические знания, то есть критически осмыслить богатый арсенал опытных данных, в медицине наблюдается с давних времен.

Медицина принципиально отличается как от известных общественных наук, так и от общественно-научных и гуманитарных дисциплин. Она представляет собой уникальное единство познавательных и ценностных форм умственного отражения и практического преобразования человеческой жизни. Последнее сближает медицину с философией.

Источник: studfile.net

Оцените статью
Добавить комментарий