Как называлось занятие по разведению пчел и получению меда у славян

Древние Славяне были искусными пчеловодами, как наши предки добывали мед?

Расскажем в сегодняшней статье, как древние Славяне, занимались разведением пчел. Все начиналось с бортничества, некоторые исследователи считают его самым ранним видом пчеловодства у Славян. Из словаря Даля. «БОРТЬ – дуплистое дерево, дупляк, в котором водятся пчелы; вообще, колода для пчел, пень долбанный, дуплянка, улей – однодеревка. Бортями звали нарочно долбленные, живые деревья, на коню; они были бывали в лесах, порознь, пчеловодство одиночное, бортевое; нередко пчелы заводились сами; потом стали подвязывать к деревьям кузовья и долбленки; ныне ставят их назем, на общем пчельнике, пасеке, а на зиму убирают в подвалы, это пчеловодство пасечное. Борть, в лесу, обделанная пустота в пне ростового дерева, на высоте, для роя пчел. Голова борти выдалбливается накось, кверху. Этот способ лесного пчеловодства существует и по сей день, хотя конечно далеко не в тех масштабах, что века назад. На данный момент это уже экзотика. Главное отличие бортничества от собирательства дикого меда в том, что бортник заботился о пчелах и лесах, где были его бортнические угодья.

Фото взято из открытого источника

Историк из Византии Приск Панийский, который в 448 году в составе посольства Феодосия I I посетил столицу Полянской Руси и оставил письменное воспоминание о жизни и быте наших предков, извещал, что переходом через Днестр наметились изменения в рационе питания персонала посольства, в частности в «поселениях отпускали нам вместо вина так называемый у туземцев мед». Видимо, со временем для удобства бортники придумали выпиливать части деревьев с пчелиными дуплами и переносить их в более медоносные участки леса, для чего вырубали (секли) там полянки, которые окружали сваленными деревьями – от «несанкционированных проникновений» на пчельник медведей и прочих любителей меда. Место, в котором деревья посекли, стало называться посекой, а затем и пасекой. Собственность на бортные ухожь в те времена могла быть народной (полюдные ухожья) или княжеской. Естественно, сам князь медом не занимался, а сдавал свои бортные леса в аренду, причем предпочтение отдавалось не боярским детям, которые были бы бесполезным посредническим звеном , а мужикам знающим толк в бортничестве. Как частных (полюдных), так и арендованных у князя ботртей у пчеловода могло быть и 50 и 500, и даже несколько тысяч. В бортных лесах возникли бортнические поселения , пчеловоды были особым сословием, которое могло даже выставлять собственные дружины и полки для военной помощи князю.

Изображение из:https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-3372299.html

В разных местах арендная плата имела разный размер – от 10 –до 50% от полученного, но исследователи сходятся в том, что большинство бортников — арендаторов платили «десятину». Это тоже немало в натуральном выражении. По данным выдающегося русского пчеловода XIX в. Н.М. Витвицкого, в прошлом количество пчелиных семей держалось на уровне 50 миллионов. Такого количества не имела ни одна страна мира. По его изысканиям, русские получали ежегодно по 500 миллионов пудов меда. Только от продажи воска они выручали до 100 миллионов рублей серебром. Мед и воск шли на экспорт в Европу , Византию, в восточные страны уже в древние времена. Но немало употреблялось и самими славянами.

Источник: dzen.ru

Как называлось у славян занятия по разведению пчёл и получению мёда?

Мёд, по зороастризму — один из самых благих продуктов питания. О благом питании есть хорошая статья:

А разведение пчёл в специально для этого выдолбленных дуплах называется бортничество — одна из священных профессий. О священных профессиях можно посмотреть мой ответ на вопрос:

В настоящее время бортничество сохранилось только в Башкирии. О бортничестве в Башкирии есть хорошая статья

Это единственное место на Земле, где сохранился такой промысел. В статье описывается, как происходит заселение борти и добыча мёда. Такой мёд намного целебнее обычного:

По всей видимости, в глубокой древности, мёд был одной из важнейшей составных частей напитка жизни — Хаомы. Есть прекрасная статья, объясняющая, что такое Хаома:

Если кратко, то Хаома — напиток полноты жизни, радости.

Очень слабым подобием Хаомы можно считать сбитень

А также питной мёд:

Отсюда, между прочим, и выражение : медовый месяц.

В старые времена мёд очень ценился:

( О Совмаке, знаменитом предводителе восстания рабов в Крыму, в конце второго века до нашей эры )

Сейчас выбор сладкого, конечно, больше, чем в древности. Можете посмотреть мой ответ на вопрос:

Пчеловодством ( не бортническим, конечно ) занимались многие известные люди, в том числе наши современники. Википедия приводит список:

Очень важно, что пророк Мухаммад прославляет и мёд и Коран, как лекарство:

В Украине день пасечника отмечается 19 августа. Попадает на Яблочный Спас. Преподобные Зосима и Савватий — покровители пчеловодства. Вот икона, на которой святые старцы снимают рой: http://beekeeping.com.ua/html_ru/zosym_ru.html

Святой Амвросий сравнивал церковь с ульем, а праведного христианина — с пчелой, непрестанно работающей на пользу улья.

В Украине выпущен интересный блок марок, где изображены

Пчелы прочно вошли в жизнь человечества:

Павел Глоба пишет, что раньше существовали благие, золотые пчелы:

Мёд — совсем не единственный чрезвычайно полезный продукт пчеловодства.

К огромнейшему сожалению, сейчас мёд достаточно часто фальсифицируют. И в этом обязательно нужно разбираться:

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Алекс­ ей 15 [14.8K]
6 лет назад

Первоначально, когда у славян хозяйство было только присваивающим (а не производящим), они не занимались пчеловодством. Они просто добывали мед диких пчел, обмазавшись диким чесноком (чтоб пчелы меньше кусались), они лезли в разные укромные местечки на деревьях и разоряли пчелиные семьи. Такое занятие называлось — бортничество.

Это уже потом, во время производящего хозяйства, стали пчел приручать (вместе с другими животными) и мед от них получать. Так появляется пчеловодство. Никуда лезть не надо, мед всегда под рукой (правда и уже нужно ухаживать за этими кусачими домашними питомцами).

Источник: www.bolshoyvopros.ru

История пчеловодство на Руси

Пчеловодство на Руси

Огромное значение пчелы имели в жизни древних славян, особенно расселяющихся в северные и северо-западные районы. Особенно широкое развитие в период феодализма получило бортевое пчеловодство.

Бортью в Древней Руси называлось естественное, а затем и искусственное дупло, а участки леса, где водились пчелы, — бортевыми ухожиями. Первые письменные указания о быте и хозяйстве славян принадлежат арабам, которые побывали у нас гораздо раньше греков.

Ибн-Даста не был путешественником, но он добросовестно записал рассказы своих современников, которые побывали в Киеве и других местах Руси. Ибн-Даста в книге «Драгоценных сокровищ» пишет: «Страна славян — страна ровная и лесистая; в лесах они и живут.

Они не имеют ни виноградников, ни пашен. Из дерева они выделывают род кувшинов, в которых находятся у них и уль для пчел, и мед пчелиный сберегается. . Один кувшин заключает в себе 10 кружек его.» В своих записках Ибн-Даста не упоминает об охоте славян, хотя русские меха, поступавшие на восточный рынок, ценились там очень высоко.

Не упоминаются и другие виды хозяйства и промыслов. Из этого следует, что пчеловодство у славян стояло на одном из важнейших мест по сравнению с другими видами хозяйства, поэтому оно всегда находило отражение в записках иностранных путешественников и купцов в Русь.

Другой причиной упоминания бортничества было, вероятно, действительно массовое занятие им на Руси и обилие пчел и продуктов пчеловодства по сравнению с другими странами, что в первую очередь и поражало путешественников.

Бортничество заключалось не только в том, чтобы найти дупло с пчелами и взять мед. Это было действительно хозяйство, имевшее под собой земельно-правовую основу. Во времена дофеодальной Руси хозяйственно-социальной единицей было «дворище», объединявшее несколько близкородственных семей. Каждое дворище имело свое землевладение. Дошли некоторые документы, отражающие устройство дворища.

Оно всегда было «. с полями, сеножатьми, и с лесы и боры, и с деревом бортным, с реками и озеры, и с гати и езы, и с ловы рыбными и пташими». Каждая семья обязательно имела участок с бортевыми деревьями — бортевые ухожия. Пространства некоторых ухожий тянулись на десятки верст.

То, что именно бортничество являлось главной хозяйственной деятельностью, доказывает и фраза писцовой книги: «Изстари к тем ухожиям потягли другие угодья». О важности бортевых ухожий в экономике семьи и всего государства говорит тот факт, что еще в 12 веке существовал специальный медовый налог, который взимался только медом и ни в коем случае не мог заменяться ни деньгами, ни другими продуктами. Мед служил важным источником поступления иностранных товаров в страну. Купцы довозили его до Греции и Египта.

В бортевых ухожиях выделялись три группы деревьев:

  • Дельные с пчелами. Дуплистые деревья, в которых уже жили пчелы.
  • Дельные без пчел. Дуплистые, но еще не заселенные.
  • Холостцы. Деревья, достигшие определенных размеров, в которых можно было долбить дупло.

Таким образом, бортники не только пользовались готовыми дуплами, но и готовили их специально. Видимо этим объясняется поражавшее воображение иностранных путешественников обилие диких пчел у славян.

Бортевые ухожия являлись важной частью крестьянского хозяйства вплоть до 17 века, когда стали появляться пасеки. Бортевые ухожия выполняли еще одну важную роль — они были своеобразными заказниками, где сохранялся весь природный комплекс.

В настоящее время диких пчел в дупле можно встретить очень редко. Даже в государственных заказниках и заповедниках их численность не возрастает, а сокращается.

Это связано с санитарными рубками, во время которых в первую очередь вырубаются дуплистые деревья, которые могли бы дать убежище пчелам.(9-87) Со времен Киевской Руси и образования Московского государства мед и воск играли огромную роль в экономике народа и являлись важнейшими продуктами внутренней и внешней торговли.

Бортничество становится специальным промыслом многих людей, даже появляется промысловое сословие бортников.

В Сборнике законов Киевской Руси «Русской правде» Ярослава Мудрого бортничеству были посвящены отдельные статьи. С нарушителей закона взимался большой штраф. За уничтожение княжеской борти бралось три гривны штрафа, а крестьянской — две гривны.

Три гривны в то время стоила одна лошадь и девять овец; плата должнику, поступившему к заимодавцу для расплаты личным трудом, составляла всего полгривны в год. За нарушение бортной межи брали штраф в 12 гривен. Основы охраны бортного пчеловодства изложены так же в Новгородской летописи (1016 г,) и в Псковской Судной Грамоте (1397). Аналогичные статьи были и в «Московском Судебнике» (1550) Ивана Грозного, и в «Уложении» (1649) Алексея Михайловича.

При Федоре Алексеевиче была произведена первая перепись бортей в казенных лесах. Период с 10 до начала 17 века характеризуется расцветом бортничества на Руси. Постепенно с ростом населения и развитием сельского хозяйства и промышленности начали вырубаться леса, и возникла необходимость охраны бортей. Бортники стали выпиливать из деревьев дупла с пчелами и переносить их поближе к дому на специально расчищенный от леса (просеченный) участок, который назывался пасекой.

Постепенно люди научились сами изготовлять жилище для пчел — колоды и дуплянки. Из толстого кряжа не менее 0.7 метра в диаметре и длиной до 1.5 метров выдалбливали внутреннюю часть дерева. Боковое отверстие закрывалось должеей с летковыми отверстиями.

Сверху дупла для крепления сотов устанавливали «кресты» и закрывали верхней должеей и берестой. Колоды устанавливали на землю вертикально (стояки) или горизонтально (лежаки). В старинной рукописи, датированной 1525 годом Павел Иовий Новокомский — знаменитый историк того времени писал «. в московской земле самая верная жатва получается от воску и меду.

Ибо вся страна преисполнена весьма плодовитыми пчелами, которые изготовляют превосходный мед. . по лесам и весьма густым рощам можно неоднократно видеть многотысячные рои висящих на ветках деревьев пчел.

Часто находят огромное количество сотов, скрытых в деревах, и старый мед, покинутый пчелами . в удивительной толщине древесных пней находят иногда превеликие озера меду». До появления сахара мед был единственным сладким продуктом для человека. Воск широко применялся в домашнем хозяйстве для освещения и совершения религиозных обрядов (особенно после принятия христианства).

Пчеловодством в это время занимались почти все крестьяне. Так, по сообщению А.С. Дембовецкого, в начале 17 века редкий крестьянин Могилевской губернии не получал от 2 до 5 пудов сотового меда.

По отчету инвентарного комитета и инвентарей помещичьих имений в 1846 году в Минской губернии насчитывалось 117 тыс. ульев, в том числе у помещичьих крестьян 80320, а у казенных — 12400 ульев. На крестьянский двор приходилось более одного улья, а в Мозырском и Бобруйском уездах — боле двух ульев. С колоды получали 10-12 фунтов, а с отдельных до 1.5 пудов меда.

Мед продавали по 3- 5 рублей серебром за пуд, воск — 12-20 рублей. Осмотры пчел проводили два раза в год: первый — непременно в день Благовещенья (25 марта/ 7 апреля), этот осмотр назывался веснованием. Подрезались излишки меда. Второй осмотр в конце сентября — подглядыванье или подбиранье — проводили основной сбор меда.

Источник: agro-sales.ru

Оцените статью
Добавить комментарий