Медовый Спас – праздник освящения меда?
Праздник Происхождения Честных Древ Креста Господня в народе называется Медовым Спасом. Люди несут в храм освящать мед, совершенно не задумываясь ни о смысле праздника, ни об источниках народной традиции. Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора, рассказывает о том как не бороться с народными традициями, а воцерковлять их, ставить на службу Богу и человеку.
Протоиерей Александр Агейкин
Существует большая современная проблема — человек ассоциирует церковные праздники с какими-т о своими приземленными представлениями о них . Глубина не нужна , смыслы не важны , а вот то , что можно пощупать , потрогать и принять внутрь , интересно и привлекает человека . Люди приземляют христианские праздники с глубоким духовным смыслом , подобные дню празднования Происхождения Честных Древ , не понимая и не желая узнать их смысла , их истинного названия . Скажешь «Медовый Спас» – это всем знакомо , а остальное неинтересно .
Наши предки пытались воцерковить многие хозяйственные и народные обычаи , в том числе — использовать совпадение , совмещение праздников . Медовый Спас , приуроченный к празднику Происхождения Честных Древ Креста Господня , давал возможность поблагодарить Бога за Его милостивые дары . Например , за мед , ведь медосбор начинался буквально в те дни , которые предшествуют или совпадают с этим праздником .
Церковь пыталась воцерковить хозяйственный уклад человека , дать ощущение гармонии жизни . Чтобы не было такого разделения : я живу с понедельника по субботу , как крестьянин , а в субботу и воскресенье я , приходя в храм , становлюсь христианином , чтобы «ублажить» Бога . Крестьянин вел воцерковленный образ жизни . Если человек работает на земле , то он должен благодарить Бога за то , что Господь дает ему как Свою милость — эти дары земли , дары природы . Церкви удалось дать людям это понимание , но богоборчество отбросило многих из нас назад , к примитивным , магическим восприятиям религиозной жизни .
Если говорить о празднике , то мы восприняли этот праздник Происхождения Честных Древ от Византии , когда на улицы Константинополя выносилось древо Животворящего Креста , так как именно в этот жаркий период начиналось распространение разных эпидемий и болезней . Император даже уезжал подальше из столицы , чтобы не быть затронутым эпидемиями , а людям давалась возможность прикоснуться к святыне , попросить Бога о милости , об исцелении , которое стало бы не просто врачеванием , но обретением ощущения духовной гармонии , через молитву , через покаяние .
Этот праздник был воспринят на Руси очень близко , но в то же время люди пытались приспособить его под себя . Нужно понять , что мёд в этот день освящается не ради того , чтобы принять его потом , как какое-т о мистическое вещество , а чтобы в молитве на освящение поблагодарить Бога за Его дар , оставить часть этого дара в церкви .
Оставлялся мёд также не случайно . Не для того , чтобы батюшка наелся меда без меры , а чтобы церковь , как община , могла поделиться этим мёдом с нуждающимися , с теми , кто не может его купить , не может приобрести , не имеет пасеки . Также и освящение плодов на Преображение — люди приносили часть начальных плодов нового урожая , оставляя их в храме для нуждающихся .
И вот это отношение к празднику сегодня мы теряем . Мы приходим в храм со своей баночкой : «Батюшка , освяти нам мед . Мед освящённый – лучше , чем не освященный» . А в чем его святость заключается ? Мёд освящается нашей молитвой , нашим участием , а не просто каким-т о тайным действием , которое мы не понимаем , но верим , что если такого медку вкусим , с нами произойдет что-т о необычное .
То же самое касается и названия – Медовый Спас , Яблочный Спас . Главное слово здесь — не «медовый» , а «Спас» . От чего Он спасает нас ? В первую очередь , от нас самих . А у нас ассоциации : медовый – это мёд , яблочный – это яблоки , а слово «Спас» становится просто фоном .
Праздник должен делать человека лучше . Когда мы становимся щедрыми , милостивыми , готовы поделиться с ближним , вот тогда и праздник в полном смысле этого слова . И Медовый Спас , и Яблочный Спас – это не только повод добыть для себя освященного яблочка или освященного медку , а возможность поделиться этими дарами Божьими с другими .
В Елоховском соборе мы решили в этом году взять на праздник у уже испытанных , известных производителей мёд , который затем будем предлагать на продажу в лавке или перед храмом . И что важно , человек сможет купить мёд не только для себя , но и оплатить мед для нуждающихся . Тогда мы будем иметь возможность поделиться с нуждающимися , имея оплаченный добрыми , щедрыми людьми мед . Конечно , это наш первый опыт , посмотрим , как это будет восприниматься людьми , но мы специально отобрали несколько сортов хорошего меда нового сбора , чтобы гарантировать соблюдение традиции – освящения меда нового сбора . Теперь прихожане могут приобрести мед не только для себя , но и для других , для тех , кто не имеет возможности порадовать себя медом в эти дни .
Это своего рода пример , как не бороться с новыми традициями , а воцерковить их , наполнить духовным смыслом . Когда мы живем не только для себя , мы меняемся . Человек должен жить в служении , в служении Богу и ближнему . Кто-т о может помочь собрать урожай и привезти в храм яблоки , раздать их . Кто-т о может эти яблоки распространять как пожертвования и т . д . Есть различные виды служения , и как раз народные традиции можно использовать для того , чтобы воцерковить человека , привить ему вкус к добродетели .
Нужно возродить такое понятие , которое сейчас , к сожалению , утеряно , как «школа добродетели» . Храм – это не только место богослужения , это еще и школа добродетели , где священник , духовенство , община могут помочь человеку научиться быть добродетельным . В том числе и с помощью народных традиций .
Подготовила Мария Строганова
Поскольку вы здесь.
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Источник: www.pravmir.ru
Какие продукты освящают в Медовый Спас православные христиане
А августе православная церковь празднует три Спаса — Медовый, Яблочный и Ореховый. Спас — это сокращенная форма слова «Спаситель», то есть Иисус Христос.
Первым по счету идет Медовый Спас — 14 августа. Верующие собирают корзину Спасовых продуктов и кладут туда продукты пчеловодства. Но что еще можно освящать в церкви в этот день?
Почему Спас называют и Маковым, и Медовым?
В сознании людей приход Спаса означал, что лето уходит, и об осени думается все чаще. Пора собирать урожай, который практически весь уже созрел да поспел.
То же самое касается и сбора меда. Пасечники проверяли улья и брали мед для его освящения в церкви. По традиции его часть нужно отдать бедным и немощным.
Но 14 августа также вспоминают мучеников Маккавеев, и по созвучию в народе праздник получил второе название — Маковей, Маккавей, Маковый Спас. Название прижилось, потому что к середине августа поспевает мак.
Два других Спаса — Яблочный и Ореховый — приходятся на 19 и 29 августа соответственно.
Что освящают в Медовый Спас в церкви
Для похода в церковь у каждого человека должна быть специальная церковная корзинка. Она должна вмещать тот набор продуктов, который вы собираетесь освящать, но при этом быть красивой и аккуратной. На ярмарках и в специализированных магазинах можно выбрать плетеную корзинку из лозы. Внутри ее выстилают рушником.
В праздник Первого Спаса в церковь несут не так много продуктов для освящения, и все они неслучайны, имеют сакральный смысл. Так как Спас Медовый, необходимо освятить мед и продукты пчеловодства, а также воду — ее святят на любой церковный праздник. В корзинку, кроме этого, нужно положить хлеб — символ дома, соль — символ готовности к жизненным трудностям, хрен — символ стойкости.
В этот летний праздник обязательно несут с собой букетики из душистых трав для освящения — это чабрец, мята, полынь, любисток, колосья пшеницы и прочее. Так называемые «маковейчики» символизируют обновление и вечную жизнь.
Все, что освящено в церкви, любой продукт, нельзя выбрасывать в мусорку. Священники советуют излишки отдавать бедным или животным. Так они принесут пользу.
Что нельзя святить на Медовый Спас
Для верующего также важен вопрос про то, что нельзя класть в Спасову корзинку. На этот счет существует немало поверий. Священники говорят, что строгий запрет распространяется только на все виды алкоголя, кроме кагора. Это вино — единственный спиртосодержащий напиток, который может освящать верующий в церкви, потому что он используется даже в таинстве причастия.
Впрочем, мясные и колбасные изделия тоже лучше исключить. Не стоит забывать, что именно в день Спаса, 14 августа, начинается Успенский пост, а значит — эти продукты под запретом, и святить их смысла нет. Но и в другие праздники в церковь не несут, у примеру, кровянку, потому что церковь не признает ее пригодной к освящению.
Нельзя освящать и предметы быта, драгоценности и любые вещи. Это не имеет отношения к смыслу праздника, и снискать благодать путем обхода церковного устава не получится.
Точно также православный не должен нести в церковь килограммы еды. Дело вовсе не в количестве. Потому достаточно положить ровно столько, сколько удастся съесть семье за один раз.
Что можно и нельзя делать в Медовый Спас
Перед праздником хозяйки наводят порядок в жилище, а также стараются собрать урожай мака. К празднику выпекают пироги с этим лакомством, а после несут его на освящение в храм. Однако выпечку следует делать без молока и яиц, потому что 14 августа начинается Успенский пост.
В сам день праздника не работают ни дома, ни на огороде. Единственное, что можно делать — это собирать мед. Правильно собраться всей семьей за праздничным столом и отведать постные блюда, а также освященные продукты. Перед тем, как есть, нужно взять ложечку меда.
Богоугодным делом в Медовый Спас является забота о бедных и немощных, благотворительность.
После праздника пророка Илии вода в водоемах начинает цвести, а ночи заметно холодают. Потому 14 августа не ходят на речку и не окунаются в воду.
Источник: wordyou.ru
На Медовый Спас и нищий медку попробует: история и традиции праздника
У наших предков была трудная, полная забот и лишений жизнь. Наверное, поэтому они придумали столько праздников, которые были связаны и с христианскими понятиями, и с языческими обычаями, и с вехами крестьянского труда. В последний летний месяц, когда урожай практически собран и в закромах полно запасов, отмечались три Cпаса (Медовый, Яблочный, Ореховый). Последние тёплые летние деньки люди проводили с играми, песнями, плясками. Сейчас возрождаются народные ценности и традиции, и люди также отмечают один из самых «вкусных» праздников — Медовый Спас. И конечно, стараются в этот день освятить молодой мёд.
Откуда пошёл Медовый Спас и его богатые традиции
Первый из трёх Спасов отмечают в первый день Успенского поста, 14 августа. Это самый короткий, но не менее строгий, чем Великий, пост. Название «Медовый» связано с тем, что пчёлы к этому времени обычно уже наполняют ульи густым, тягучим и сладким мёдом. После этого дня можно есть мёд, освящённый в церкви. А слово «Спас» указывает на связь со Спасителем.
После праздника Медовый Спас можно есть мёд, освящённый в церкви
В празднике смешались православные и языческие традиции, поскольку раньше бóльшая часть населения занималась крестьянским трудом и для всех были важны определённые моменты огородных и полевых работ. В данном случае начало сбора мёда совпадало с христианским праздником.
В древнем Константинополе именно 14 августа из храма выносили Животворящий Крест, который считали защитой горожан от опасных болезней. Крест сопровождали все жители города к роднику Спаса на границе Константинополя. Затем его размещали в храме, где к святыне мог подойти и помолиться каждый желающий.
Читайте еще: 3 гуманных способа избавления от мышей на участке
В древней языческой Руси праздник также отмечали как конец лета. Ели мёд из сот с хлебом и другими блюдами, женщины пекли медовые пряники, делали орехи в меду, жарили блины и пироги. Пили медовуху на пирах, заготавливали ценный продукт для лечения болезней.
Что освящают на Медовый спас и как проходит освящение
Современные прихожане приносят в храм мёд и фрукты в красивой посуде. После службы или до неё священник освящает эти приношения. Считается, что после церкви мёд становится более целебным, а фрукты — более полезными.
Считается, что освящённый мёд вкуснее и полезнее обычного
На самом деле, как утверждают служители церкви, суть освящения и самого праздника немного в другом. Наши предки-пчеловоды в день Медового спаса осеняли крёстным знамением ульи и выбирали тот, где больше всего мёда. Из этого улья вынимали соты и несли в церковь для освящения. Некоторую часть освящённого мёда отдавали калекам и нищим, а вечером угощали детей, которые водили хороводы и пели песни. В церкви также оставляли часть собранного мёда, чтобы её служители могли поделиться угощением с нуждающимися.
Отдать часть мёда — знак благодарности крестьянина Богу за хорошее лето, богатый урожай, возможность досыта есть зимой. И в знак этой благодарности пчеловоды делились с теми, кто не мог сам купить мёд, результатом своего труда.
В день Медового Спаса принято было угощать всех мёдом, пирогами и блинами
Поэтому, хотя ни у кого нет сомнений в пользе мёда и как еды, и как лекарства, считать его каким-то чудотворным продуктом после освящения не стоит.
Видео: как празднуют Медовый Спас
Кроме мёда, в этот день в церквях освящают также и воду. Связана такая традиция опять же с древним Константинополем, где август был очень жарким и «богатым» на болезни. Верующие горожане приносили в храмы воду, ждали её освящения и прикладывались к кресту, на котором был распят Иисус Христос. Считалось, что это помогает оградить себя от болезней. Сейчас многие тоже приносят в церковь небольшие бутылочки с водой, чтобы освятить её.
14 августа, кроме мёда, верующие приносят в церковь и воду
Можно ли самостоятельно освятить мёд
Благодаря возросшей популярности церкви и православных праздников не всем желающим удаётся попасть в храм именно 14 августа и освятить мёд. Поэтому некоторые прихожане добавляют в банку с обычным мёдом немного освящённого и считают, что таким образом наделяют его силой исцеления всех болезней.
Читайте еще: Яблоня Славянка – витамины на вашем столе до конца зимы
Служители церкви напоминают, что это освящённый мёд — не главное в празднике. Главное — чтобы человек стал лучше, щедрее, духовно возвысился, сделал что-то хорошее для окружающих, особенно нуждающихся в помощи людей, был готов поделиться с ближним. Мёд должен быть освящён не только священником, но и верой человека.
Многие приносят в церковь мёд в день Медового Спаса, чтобы освятить его
Народные приметы и обычаи на этот праздничный день
С августовским праздником связаны некоторые народные приметы и традиции:
- в старое время в этот день освящали вновь вырытые колодцы;
- наши предки купались в озёрах и речках, чтобы оздоровиться. Считалось, что вся вода в праздничный день смывает грехи, избавляет от болезней до следующего года. После 14 августа купаться не рекомендовалось;
- есть примета, что если в праздник угостишь бедняка, беда обойдёт твой дом стороной;
- нельзя в этот день иметь плохое настроение, ссориться с близкими;
- в праздник не рекомендовалось делать домашние дела, можно было только работать на пасеке и готовить блюда для застолья;
- считалось, что колодец, выкопанный в Медовый Спас, никогда не испортится.
В день Медового Спаса никому не разрешалось иметь плохое настроение, обижать кого-либо и ссориться с близкими
Кроме мёда и воды, на Медовый Спас раньше освящали мак. 14 августа — день, в который поминают семь мучеников Маккавеев из Ветхого завета, но народная молва связал их имена с маком, который, кстати, тоже поспевает к середине месяца. Наши предки пекли на праздник постные пироги с маком, пряники и блины с мёдом и маком. Эти два продукта смешивались с однородную массу в специальной миске, называемой макальником. Освящённый мак хранили до Рождества.
Макальник — широкий глиняный горшок с шероховатой внутренней поверхностью для перетирания мака и других семян
Медовый спас — народный праздник с длинной историей, в которой смешались языческие суеверия и христианские обряды, а также крестьянские традиции. Неважно, какой будет в этот день мёд на столе — освящённый или нет, главное — благодарность Богу за богатый урожай, щедрость и готовность делиться с нуждающимися и сладким мёдом, и другими благами.
Оцените статью:
[Голосов: 1 Среднее: 2 ]
Источник: orchardo.ru