Что такое медовый спас православие

Августовские «Спасы»

Август богат календарными воспоминаниями. Некоторые приобрели общекультурный характер и знакомы всем, даже не слишком церковным людям. В первую очередь это относится к так называемым «Спасам». Беда лишь в том (и это не единственная наша «беда»), что в церковном календаре таких названий нет! При этом Первый Спас (1/14 августа) именуется в народе «медовым», Второй (6/19 августа) – «яблочным», а Третий (16/29 августа) – «ореховым», «хлебным». Славянское слово «Спас» (Спаситель) – одно из богословских имен Иисуса Христа, Которому посвящены и многие другие праздники. Здравый смысл подсказывает, что основа церковных торжеств – не сельскохозяйственная и тем более не кулинарно-гастрономическая, а потому эти фольклорные (строго говоря – неуместные) названия не имеют к ним никакого отношения.

Постараемся понять – какие же реальные события скрыты за «Спасами»? Сначала – о первом из них.

Первый Спас

(1/14 августа)

Тропарь Всемилостивому Спасителю

Обращающий взоры с высоты, принимающий бедных, посети нас, угнетённых грехами, о Всемилостивый Владыка, и, по молитвам Богородицы, даруй душам нашим великую милость.

Этот праздничный церковный день совмещает в себе несколько знаменательных событий.

Изнесение Креста Господня

Первое праздничное воспоминание этого дня – «Изнесение Животворящего Креста Господня». За этим названием стоят жизненные реалии давних лет.

Августовские «Спасы»

Дело в том, что в столице Византии, Константинополе (Царьграде), в связи с частыми в августе болезнями, существовал обычай носить крест по улицам и дорогам в надежде преградить путь невидимо крадущейся пагубе. Накануне праздника драгоценный крест, включавший в себя сохранившиеся частицы дерева Голгофского Креста, торжественно переносили из царской сокровищницы в главный собор Империи – храм Святой Софии Константинопольской, и полагали на престоле. С этого дня и до Успения Богородицы, в течение двух недель, по всем улицам города проносили крест в процессии, а затем вновь возвращали в императорские палаты. К этому обычаю присоединился ещё один – освящение воды, которое происходило в придворной церкви в первый день каждого месяца. Постепенно местный константинопольский праздник Изнесения Креста распространился по христианскому Востоку, а у нас на Руси появился в XV веке. При этом освящение воды на источниках стало напоминать о крещении Руси, начавшемся, согласно преданию, именно в этот день. (С 2008 года празднование начала крещения Руси, согласно постановлению Архиерейского собора, совмещено с памятью святого князя Владимира, 15/28 июля).

Спас Всемилостивый. Икона ок. 1430 г.

Всемилостивый Спас

Второе церковное событие сегодняшнего дня – празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. В его основе – память о чудесных знамениях от иконы Спасителя, сопровождавших сражения с сарацинами византийского императора Мануила (1143–1180) и битву с болгарами русского князя Андрея Боголюбского в 1164 году. К этому присоединяется ещё один эпизод. По свидетельству византийского историка Никиты Хониата, впереди триумфальной процессии императора Мануила, после разгрома паннонцев в 1167 году, «ехала серебряная с позолотой колесница, запряжённая белыми, как хлопья снега, конями, а на ней стояла икона Богоматери, непобедимой Защитницы и соратницы царя».

Кто такие Маккавеи?

В этот же день празднуется память ветхозаветных (дохристианских) мучеников – священника Елеазара, семи юных братьев, их матери Соломонии и многих других, принявших мученическую смерть в период «Великого гонения» (167–164 годы до н. э). Его инициатором стал антиохийский (сирийский) монарх Антиох IV Епифан (175–164 до н. э.), в состав империи которого входила тогда Палестина. Справедливо прозванный современниками Епиманом («Безумным»), этот обожествлявший себя язычник воздвиг беспощадное гонение на богооткровенную религию Моисея, издав декрет, повелевающий всем евреям отречься от веры в Единого Бога и поклоняться мифологическим богам. Он осквернил Иерусалимский храм, установив там языческий жертвенник и совершив на нём жертвоприношение Зевсу Олимпийскому (декабрь 167 году до н. э.). Идольские капища были сооружены и в других местах, и все иудеи, отказывавшиеся участвовать в жертвоприношениях, предавались пыткам и мучительной смерти. Комиссары Антиоха искали по домам книги Библии и, если находили, то «разрывали и сжигали на огне», а владельцев их убивали. Они также «убивали женщин, обрезавших своих детей, а младенцев вешали за шеи» (1Макк.1:56-57,60-61). Видимо, это была первая в мировой истории попытка лишить целый народ своей религии. (Подобное пытались осуществить в нашей стране другие комиссары – в кожаных куртках и с «товарищами Маузерами».)

Мученики-братья были названы Маккавеями в память о сыновьях священника Маттафии. Вместе с отцом они бежали в горы, возглавили восстание против тирана и, после многолетней борьбы, создали независимое Иудейское государство (142–63 годы до н. э., до прихода римлян), управлявшееся династией Маккавеев (иначе – Хасмонеев). Прозвище «Маккавей» (еврейское слово Маккаби значит «Молот») получил сначала один из братьев, Иуда, наделённый талантом военачальника и поражавший врагов, как молот. (Об этом можно прочесть в библейских I и II Маккавейских книгах, а также у еврейского историка Иосифа Флавия.)

Сегодня же – память и ряда других святых, но, по традиции, акцентируются события, о которых мы только что прочли. С этого дня начинается двухнедельный Успенский пост (до 28 августа).

«Сельскохозяйственный» аспект праздника

Мне вспомнился «замечательный» пример народной омонимии. Ко дню 1/14 августа было приурочено веяние мака, отсюда и фольклорный праздник – «Маковей». Можно бы и посмеяться, но следует грустить: за многие столетия христианской истории наш народ так и не смог усвоить хотя бы азы религиозной грамотности. Поэтому очень многие легко отказались от своей культурной истории, которая началась, по словам академика Д. С. Лихачева, «с крещения Руси». А сейчас мы дошли до такой чудовищной степени культурно-исторического одичания, что даже так называемые «образованные люди» ориентируются в церковном календаре не лучше прежнего мужика-хлебопашца (но ему это было извинительно).

Сельскохозяйственные названия христианских праздников оправданы только в формально-хронологическом смысле. Ведь праздники неподвижного цикла, с фиксированными датами, являлись раньше для простых людей единственными календарными сельскохозяйственными вехами. (В их избах не было колхозных календарей, радиоточек и они не выписывали журнал «Крестьянка».) Так, к Первому Спасу приурочили проводы лета. Пасечники начинали выламывать соты: считалось, что к этому времени «пчела перестает носить медовую взятку». Отсюда название «Медовый Спас», а также «мокрый», – из-за начала холодных рос. Отмечается отлёт первых ласточек и стрижей, появление стай грачей и скворцов.

Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия

Через пять дней – Второй Спас, ассоциирующийся для многих лишь с душистыми яблоками и иными фруктами, аппетитно громоздящимися на длинном столе в храме. Приходится наблюдать, как иные господа переминаются с ноги на ногу и явно думают: «Скорее бы закончилась эта служба с непонятными песнопениями («. славу Свою якоже можаху. » и прочее) и батюшка побрызгал наши фрукты святой водой! Ну, наконец-то покропил! Теперь их можно везти в офисы («православным» ныне быть модно) и с чувством хорошо выполненного долга угощать сотрудников.

Христос и апостолы были бы этому весьма удивлены, потому что отнюдь не фрукты занимали их ум на горе Фавор, и не ради освящения «плодов земных» Церковь установила праздник Преображения Господня! Каков же подлинный смысл этого знаменательного торжества? Обратимся к 19 августа по новому стилю.

Источник: azbyka.ru

Медовый Cпас: история и традиции праздника

Помните, как в детстве?! Нет ничего лучше, чем проснуться утром от приветливых лучей солнца, встать с мягкой кровати и босыми ногами протопать до кухни, налить холодного молока, оторвать хрусткую горбушку белого хлеба и янтарными слоями налить на нее горьковато-сладкого меда.

Летний медосбор – самый обильный: из разноцветья и разнотравья получаются богатые вкусом сорта меда.

На Руси начинался медосбор в июне и заканчивался 1 августа по старому стилю, 14 августа – по новому. По этой причине с древних времен первый из трех праздников августа, посвященных Спасителю (Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице) , получил название Медовый Спас, или «Спас на воде».

Какого числа Медовый Спас?

Медовый Спас в 2022 году, как и всегда, – 14 августа. С этого праздника начинается Успенский пост (с 14 по 28 августа в 2022 году). Собственно в церковном календаре не существует такого праздника, как Медовый Спас. В этот день Церковь отмечает Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице . Оно было установлено в честь знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и честного креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в 1164 году. Также этот день посвящен празднику Происхождения (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня . Эти церковные праздники совпал с периодом окончания сбора урожая меда. В результате в народе праздник любимого народом лакомства прочно соединился с православным праздником. И сейчас мы, как и наши предки, отмечаем Медовый Спас в храме, освящая мед и прикладываясь к Кресту Господню.

История Медового Спаса

На Медовый Спас во всех церквях совершают празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского в походе против поволжских болгар и греческого императора Михаила над сарацинами.

Главный праздник этого дня – Изнесение Честны́х Древ Животворящего Креста Господня , который был установлен еще в IX веке в Константинополе, «по причине болезней, весьма часто бывавших в августе». В этот день износили Честное Древо Креста из царской сокровищницы, освящали улицы города и «с настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения» (из греческого часослова XIX века).

В этот день в храмах на утрене после великого славословия происходит вынос Креста, чтобы каждый желающий мог поклониться Святому Кресту. После происходит малое водосвятие.

Медовый Спас традиции

На Медовый Спас принято приносить в храм для освящения мед нового сбора, мак, лекарственные травы – все, чем плодоносен август.

Благочестивая традиция есть в этот день у пасечников – раздать по кусочку соты с медом детям и нищим. Кулинарные традиции Медового Спаса не могут не радовать сладкоежек: в этот день пекут постные медовые пряники, коврижки, постные блины с медом, медовый квас, варят медовуху (кстати, употребляли ее на Руси в это время и как лекарство от хворей).

Существует еще одно название праздника 14 августа – Маковей, в народе – Маковый Спас. В церквях вспоминают семерых братьев-мучеников Маккавеев с их матерью Соломией. Известно, что в 166 году до н.э. династия Маккавеев восстала против указов, которые запрещали еврейские религиозные практики. И снова на языковом уровне получилось «сращение» народного обычая (с 14 августа на полях начинали собирать мак и печь пироги с этой начинкой) и церковного праздника.

Почему Медовый Спас называют еще «Спасом на воде»? Существует тоже вполне бытовое объяснение: в этот день чистили старые и освящали новые колодцы, водоемы и святые родники. После крестного хода купались люди «для очищения от грехов» и купали весь свой домашний скот. После так называемого «Мокрого Спаса» крестьяне уже не купались.

Источник: dzen.ru

Как отпраздновать Медовый Спас

14 августа все православные верующие будут праздновать Медовый Спас. Это народное название праздника. А церковное наименование – «Происхождение честных древ животворящего Креста Господня». Чему посвящен этот праздник и как его отметить, корреспонденту «МИР 24» рассказал священник, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института Георгий Кочетков.

«Происхождение – это не совсем точный перевод греческого слова, означающего торжественный крестный ход, – говорит священник. – Когда-то в Константинополе в самое жаркое время, когда начинались тяжелые болезни, такие как холера, и риск возникновения эпидемий был самый высокий, из храма Святой Софии выносили часть святого креста, на котором по преданию был распят Христос. Этот крест, как величайшую святыню, обносили вокруг города по стенам, и эпидемия прекращалась. Поэтому и был установлен этот праздник. А происхождение в данном случае – это просто крестный ход».

При чем тут мед

В этот день, по сложившейся традиции, в храмах освящают мед нового урожая. Пчеловоды приносят для освящения первые вырезанные соты. Считается, что после этого дня наступает пора «ломить» (то есть взрезать) соты. Поэтому праздник и приобрел второе, народное название – Медовый Спас. Спас – от слова Спаситель, ведь именно Иисусу Христу в конечном счете и посвящен этот день.

По давнему обычаю, пчеловоды в этот день угощают медом всех без отказа. «На Первый Спас и нищий медку попробует», гласит народная пословица. С Медовым Спасом связано множество народных традиций. Главная из них заключалась в том, что жители русских деревень, начиная с этого дня и до Яблочного Спаса, то есть до 19 августа помогали справиться со всеми оставшимися осенними заботами вдовам и сиротам, бедным, больным и слабым, причем трудились только за еду.

День рождения церкви на Руси

По словам Георгия Кочеткова, для Русской церкви это особый праздник ещё и потому, что в каком-то смысле это день рождения церкви на Руси. Ведь согласно некоторым историческим документам, именно этот день стал настоящим днем Крещения Руси князем Владимиром. А 15 июля мы празднуем Крещение Руси просто потому, что это День памяти святого Владимира.

Конечно, Медовый Спас надо встречать в церкви. Тем более что с этого дня начинается Успенский пост. Утром во всех храмах состоится литургия, священники благословят прихожан на соблюдение поста. Успенский пост продлится две недели и окончится 27 августа праздником Успения Пресвятой Богородицы, поэтому он и называется Успенским. Этот пост такой же строгий, как и Великий, зато он самый короткий в году.

Что самое главное

Когда зовет небо

В этот день, по словам священника Георгия Кочеткова, следует внимательно вглядываться в себя. «В то, насколько мы находимся в сотворчестве с Богом. Понимаем ли мы, что он хочет от нас? Все три Спаса: и медовый, и яблочный, и ореховый – это дни, когда человек приносит в храм плоды своих трудов, плоды нового урожая. Те самые, которые являются явным свидетельством милости Господа. Те, которые человек растит в сотворчестве с ним. Вот также и себя самого человек выращивает либо таким, как ждет от него Господь, либо другим. Ведь мы все разные, и плоды мы приносим разные, – говорит Георгий Кочетков, – Кто-то добрые, сочные, красивые, кто-то сморщенные и гнилые, а иногда мы бываем и вовсе бесплодными».

Всё это влияет на все общество, не случайно апостол Павел говорил: «Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. Вы – тело Христово, и в отдельности – члены».

По словам Георгия Кочеткова, когда человек стремится жить по правде, жить не для себя, послужить и людям, и Богу, то Его благодать касается и переменяет, освящает не только этого человека, но и других людей, которые, может, еще не успели свою жизнь вполне Богу посвятить. «Так исполняются слова Евангелия, что только тот, кто может отдать жизнь Богу, обретёт ее, – говорит священник. – А человек, который начинает жить для себя, для самореализации, сразу гибнет духовно. Можно реализовать Божьи дары, но на этой земле так всё премудро устроено, что нельзя реализовать себя, нельзя искать самоспасения или самосовершенствования: из этого ничего не выйдет. Ничто не может иметь успешный исход, что замыкает человека на самого себя. Это ложный путь. На это и указывает нам жизнь Спасителя и его смерть на Кресте, которому по существу и посвящён этот праздник».

Источник: mir24.tv

Оцените статью
Добавить комментарий