Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Д]-[Д’], [Т-[Т’]. Чтение слогов, предложений» для старшей группы
Задачи: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Способствовать развитию фонематического восприятия. Познакомить со звуками Д-Т как звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами Д-Т как письменными знаками звуков Д-Т, ДЬ-ТЬ. Учить писать печатными буквами Д-Т сначала по точкам, а затем самостоятельно. Учить читать слоги с Д+10 гласных, с Т+10 гласных. Познакомить со звуками Д-ДЬ, Т-ТЬ. Закреплять умение определять место звука в слове и отмечать его условным обозначением – синий квадрат, зеленый квадрат. Совершенствовать навык чтения. Закреплять умение определять ударный слог и ударные гласные, обозначать ударение значком. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Словарная работа: звук, буква, слог, ударение, гласный, согласный, твердый, мягкий.
Материал: демонстрационные картинки, фишки, рабочие тетради «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесниковой, схема слов, фишки.
Ход НОД
В гости приходит Незнайка.
Незнайка: Ребята, вы любите загадки? (Ответы детей)
— Помогите мне отгадать загадки?
1. Задание «Отгадать загадки и обвести картинки с изображением отгадки»
— Золотая голова велика и тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка? … (Тыква)
— Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок? … (Дуб)
Педагог: Назовите предметы, которые обвели на картинках.
— Назовите первые звуки в этих словах?
Сравнительный анализ звуков Д — Т
(Звук Д – звонкий, Звук Т – глухой).
2. Задание «Место звука в словах»
Диван – Тигр (Звуки находятся вначале слова, они мягкие согласные, поэтому обозначаются зеленым квадратом).
Удочка – Ракета (Звуки находятся в середине слова, они твердые согласные, поэтому обозначаются синим квадратом).
Мёд – Кот (Звуки находятся в конце слова, они твердые согласные, поэтому обозначаются синим квадратом).
3. Задание «Слоговые домики»
(Чтение слогов в слоговом домике).
Педагог: Одинаково ли произносится звук -Д в словах?
Педагог: Правильно. Нет, перед гласными А, О, У, Э, Ы – он произносится как звук Д, а перед гласными Я, Е, Ё, И, Ю – как ДЬ).
4. Физминутка «Деревья»
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
5. Задание «Прочитай и запиши предложение знаками»
Педагог: Отгадайте мою загадку:
На лапках цап-царапки? … (Кошка. Котенок)
— Что умеет делать кошка (котенок? … (Ответы детей).
— Что любит кушать кошка (котенок? … (Ответы детей).
— Посмотрите на картинку и скажите, что делает котенок?
Котенок лакает молоко.
— Как можно записать предложение, используя условные обозначения? (Ответы детей)
Педагог: Правильно, нарисовать три прямоугольника.
— Сколько прямоугольников нарисовали? … (Три).
— Почему? … (В предложении три слова).
— Назовите 1-е слово, 2-е слово, 3-е слово в предложении.
Определить ударный слог и ударный гласный звук в каждом слове и обозначить значком ударение.
Итог:
— С какими буквами и звуками мы сегодня познакомились? … (Д – ДЬ)
— Где могут находится, звуки в слове? … (В начале слова, в середине слова и в конце).
— Звук – Д, какой? … (Звонкий). Звук – Т, какой? … (Глухой).
— Кому мы помогали отгадывать загадки? … (Незнайке).
Публикации по теме:
Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звуки [П] и [П’], буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке П и ПЬ, о букве П. Образовательные задачи: — закреплять навык чтения слов; — закреплять тему «Транспорт»;.
Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа) Цель: знакомство с буквой Б, звуками Б, Бь. Задачи: Коррекционно-образовательные: — научить давать акустико-артикуляционнную характеристику.
Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: Образовательные: Совершенствовать.
Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п] и [п’], буква П» (старшая группа) Цель: познакомить детей с буквой П, и звуками [п] и [п’]. Задачи: формировать умение и желание активно участвовать во время занятия, отвечать,.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [т], [т’]» Тема: Звуки [т], [ть] (закрепление)Зaдачи:- зaкрепить знания о звуках [т], [ ть ]; — формировaть умение воспитанников дифференцировaть.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Закрепление пройденного материала» для старшей группы Задачи: продолжать учить читать слоги, проводить звуко-буквенный анализ слова; различать твердость и мягкость согласных; учить читать слова,.
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л» Цель:Закрепит звуки л,ль. Упражнять в звуко-буквенном анализе, формировать навык чтения, развивать зрительное восприятие. Оборудование: интеракивная.
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Источник: www.maam.ru
Фонетический разбор: «мёд»
«Мёд» — это неодушевленное существительное мужского рода 2-го склонения.
Слово «мёд» употребляется в значении «сладкая сиропообразная густая жидкость, вырабатываемая пчёлами из нектара цветков медоносных растений».
Деление слова на слоги и варианты переноса
Разобьём слово «мёд» на слоги:
Слово состоит из 1-го слога. Ударение падает на единственную гласную букву «ё».
- мёд (нет вариантов переноса)
Транскрипция слова «мёд»
[м’от]
Звуко-буквенный (фонетический) разбор слова «мёд»
Теперь охарактеризуем каждый звук:
м — [м’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
ё — [о] — гласный, ударный
д — [т] — согласный, парный глухой, парный твёрдый
Количество букв и звуков:
- 3 буквы и 3 звука
Случаи несоответствия звука букве:
- Буква «ё» обозначает звук [о],
- Буква «д» обозначает звук [т].
Смотрите также:
- Фонетический разбор: «алфавит»
- Фонетический разбор: «берег»
- Фонетический разбор: «воют»
- Фонетический разбор: «машина»
- Фонетический разбор: «след»
- Фонетический разбор: «сегодня»
- Фонетический разбор: «улица»
- Фонетический разбор: «шишка»
- Фонетический разбор: «ягода»
- Фонетический разбор: «календарь»
- Фонетический разбор: «мышь»
- Фонетический разбор: «грудь»
- Фонетический разбор: «кошка»
- Фонетический разбор: «письмо»
- Фонетический разбор: «янтарь»
- Фонетический разбор: «осина»
- Фонетический разбор: «колья»
- Фонетический разбор: «дождик»
- Фонетический разбор: «ночь»
- Фонетический разбор: «совсем»
Источник: russkiypro.ru
ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА «МЁД»
1) Транскрипция слова «мёд»: [м❜от].
БУКВА/ [ЗВУК] |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА | |||
---|---|---|---|---|
м | — | [м❜] | — | согл., мягк. (парн.), звон. (непарн.), сонорный. Звук [м] — непарный звонкий, поэтому он произносится так же, как и пишется. Ниже см. § 66, абз. 2, 3. |
ё | — | [о] | — | гласн., ударный ; ниже см. § 21. |
д | — | [т] | — | согл., твёрд. (парн.) , глух. (парн.). На конце слова звонкая парная оглушается (см. § 80). На конце слова все согласные, кроме непарных мягких ( [ч❜], [щ❜], [й❜]), произносятся твёрдо. |
3 буквы, 3 звука
ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1
§ 21
§ 21. Буква ё (или буква е, т. к. две точки над е на письме и в печати обычно не ставятся) обозначает ударяемый гласный [о] после мягких согласных: лён (произносится [л ❜ он]), вёл (произносится [в ❜ ол]), идём (произносится [ид ❜ о́ м], пёк (произносится [п ❜ ок]), пасём (произносится [пас ❜ о́ м]), рёв (произносится [р ❜ оф]), мёд (произносится [м ❜ от]), дёрну (произносится [д ❜ о́ рну]), чёлн (произносится [чолн]), щёлкнуть (произносится [щ о́ лкнут ❜ ]).
Таким образом, слова вол и вёл (произносится [вол] и [в ❜ ол]), мол и мёл (произносится [мол] и [м ❜ ол]), гроб и грёб (произносится [гроп] и [гр ❜ оп]) имеют в своем составе один и тот же гласный [о] с предшествующим твердым или мягким согласным.
§ 66
§ 66. Следующие согласные бывают как твердыми, так и мягкими: [л] и [б], [ф] и [в], [т] и [д], [с] и [з], [м], [р], [л], [н]. Для каждого из этих согласных в русской графике имеется соответствующая буква. Мягкость этих согласных на конце слова обозначается буквой ь. Ср. топ и топь (произносится [топ ❜ ]), экон о́ м и экон о́ мь (произносится [экан о́ м ❜ ]), уд а́ р и уд а́ рь (произносится [уд а́ р ❜ ]), был и быль (произносится [был ❜ ]). Так же обозначается мягкость этих согласных перед согласными: уголк а́ и угольк а́ (произносится [угал ❜ к а́ ]), б а́ нку и б а́ ньку (произносится [б а́ н ❜ ку]), р е́ дко и р е́ дька (произносится [р е́ т ❜ къ]).
Мягкость этих согласных перед гласными обозначается буквами следующих за ними гласных: буква я (в отличие от а) обозначает гласный [а] после мягкого согласного; ср. мал и мял (произносится [м ❜ ал]); буква ё (в отличие от о) обозначает гласный [о] после мягкого согласного; ср. мол и мёл (произносится [м ❜ ол]); буква ю (в отличие от у) обозначает гласный [у] после мягкого согласного; ср. тук и тюк (произносится [т ❜ ук]). Приблизительно так же распределяется употребление букв и и ы: буква и употребляется после мягких согласных и в начале слова, а буква ы после твердых согласных, которые имеют мягкую пару; ср. игр а́ , изб а́ , чист, шит, пил и пыл, мил и мыл, вил и выл, нить и ныть, нос и́ и нос ы́ .
Примеры на различение твердых и мягких согласных: топ и топь (произносится [топ ❜ ]), б о́ дро и бёдра (произносится [б ❜ о́ дръ]), граф а́ и граф я́ (произносится [граф ❜ а́ ]), вал и вял (произносится [в ❜ ал]), плот и плоть (произносится [плот ❜ ]), стыд а́ и стыд я́ (произносится [стыд ❜ а́ ]), ос и ось (произносится [ос ❜ ]); гроз а́ и гроз я́ (произносится [граз ❜ а́ ]), вол и вёл (произносится [в ❜ ол]), гроб и грёб (произносится [гр ❜ оп]), стал и сталь (произносится [стал ❜ ]), нос и нёс (произносится [н ❜ ос]), лук и люк (произносится [л ❜ ук]), г о́ рка и г о́ рько (произносится [г о́ р ❜ къ]).
§ 80
§ 80. На месте звонких согласных на конце слова произносятся соответствующие глухие. Таким образом, на месте букв б, в, г, д, ж, з произносятся согласные [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], например:
на месте б: [хлеп], [дуп], [гроп], [клуп], [груп], [г о́ луп ❜ ], [вглуп ❜ ], [драп ❜ ];
на месте в; [нраф], [зал и́ ф], [ул о́ ф], [праф], [слоф], [кар о́ ф], [узн а́ ф], [стал о́ ф], [плад о́ ф]; [кроф ❜ ], [л ❜ уб о́ ф ❜ ], [броф ❜ ], [аст а́ ф ❜ ], [пригат о́ ф ❜ ];
на месте г: [с ❜ нек], [пир о́ к], [сап о́ к], [вдрук], [крук], [плук], [шак], [пам о́ к], [прадр о́ к], [л ❜ ок], [слок]; [нок], [дук] (род. п. мн. ч. от нога, дуга);
на месте д: [нар о́ т], [сат], [склат], [хот], [сут], [брет], [л ❜ от]; [бар о́ т], [вот], [бет] (род. п. мн. ч. от борода, вода, беда); [мет ❜ ] (медь), [л е́ б ь т ❜ ] (лебедь), [л о́ шът ❜ ] (л о́ шадь), [с ❜ ат ❜ ] (сядь);
на месте ж: [нош], [муш], [чиш], [стриш], [гараш]; [луш], [стуш] (род. п. мн. ч. от лужа, стужа); [рош] (рожь), [лош] (ложь), [дрош] (дрожь), [нар е́ ш] (нар е́ жь), [нам а́ ш] (нам а́ жь);
на месте з: [грус], [нав о́ с], [мар о́ с], [глас], [влес] (влез), [внис]; [кос], [рос], [лос] (род. п. мн. ч. от коза, р о́ за, лоз а́ ); [лес ❜ ] (лезь), [гр ❜ ас ❜ ] (грязь), [врос ❜ ] (врозь).
1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1988. — 704 с..
Источник: fonetika.su