Медовый спас как называется по другому

Медовый спас: все о празднике

Три августовских праздника в честь Спасителя названы Спасами. Они идут один за другим: Первый, Медовый – 14 августа, называют Спас «на воде», второй, 19 августа, Яблочный – Спас «на горе» и третий – Ореховый, Спас «на полотне».

Медовый Маковий

Медовым Первый Спас назван потому, что в этот день, 1 августа по старому стилю и 14 по новому, совершают малое водосвятие и начинают сбор меда, а также его освящение. Это праздник пчеловодов, когда в ульях заламывают первые соты, чтобы пчелы из других ульев не забрали весь мед. Крестьяне считали, что в этот день пчелы перестают давать мед. На Руси в этот день начинались медовые ярмарки. Кроме этого, святились цветы и мак, обязательно присутствовавший в подаваемых блюдах.

Медовый Спас является первым днем Успенского поста. Русской православной церковью в этот день отмечается Происхождение (изнесение) древ Креста Господня.

В церквях вспоминают семерых братьев-мучеников Маккавеев с их матерью Соломией. Известно, что в 166 году до н.э. династия Маккавеев восстала против указов, которые запрещали еврейские религиозные практики. Вероятно, связь мака и Маккавеев исключительно звуковая, но, тем не менее, это – одна из устоявшихся народных традиций.

Согласно украинским легендам, именно на этот праздник в 988 году Киевский князь Владимир Великий крестил Русь.

Первый Спас считается девичьим и детским праздником. Молодежь в этот день не работает. Этот Спас еще называется Лакомка. Тем, кто придерживается поста, с этого дня разрешено употреблять в пищу мед. Правда, согласно древним народным поверьям, мед, как и фрукты, разрешалось есть только с Яблочного, Второго Спаса. А до него ели лишь ягоды и огурцы.

По традиции 14 августа также проводили так называемое малое освящение воды: святили новые колодцы, очищали старые. Крестьяне отправлялись на водоемы крестным ходом, в последний раз в году купались, смывая грехи, защищаясь от лихорадки и сглаза, а также купали лошадей и домашний скот. Иногда лошадей кропили водой. Обряды сопровождались песнями и танцами.

По погоде Первого Спаса судили о погоде на Третий Спас, отмечаемый 29 августа.

Другие названия праздника

Первый Спас, кроме Медового и Макавея, имеет и другие названия: Мокрый Спас, Водный Спас, Медовый праздник, Пчелиный праздник, Медолом, Спасовка, Проводы лета, «Макавей зельная» (белорусское), «Маковия» (украинское), Маккавей, Макотрус.

Изнесение (происхождение) древ Креста Господня

В греческом часослове 1897 года говорится, что по причине болезней и эпидемий, которые часто бывали в августе, в Константинополе издревле был известен обычай износить Животворящее Древо Креста, на котором был распят Сын Божий, на улицы и дороги, чтобы освящать места и отвращать болезни. С этого дня и до Успения Пресвятой Богородицы народу предлагали его для поклонения, что и является предъисхождением Честного Креста.

Реликвии несли крестным ходом, который включал императора, к источнику Спаса, находившемуся за стеной города, и дальше в храм Святой Софии. Святыню носили по городу до праздника Успения Богородицы, который отмечают в конце Успенского поста – 29 августа.

В Русской Церкви этот праздник установил Андрей Боголюбский в 1164 году, когда им была одержана победа над волжскими булгарами, а греческим императором Мануилом – над арабами.

Согласно легенде, русский князь и греческий император имели Святой Крест Господень, оба усердно молились ЕМУ, прося помощи, и обоим с их войсками было чудное видение: от икон Спасителя и Богоматери, взятых на войну, исходил свет, осеняющий войска. Храбро кинувшиеся на врагов воины победили, в память чего был установлен на реку крестный ход.

Кроме Изнесения Креста, в этот день Русская православная церковь чтит: Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице; Семь мучеников Маккавеев: Авима, Алима, Антонина, Гурия, Евсевона, Елеазара и Маркелла, учителя их Елеазара и матери их Соломонии (Соломеи); священномученика Димитрия Павского; мучеников в Пергии Памфилийской: Александра, Аттия, Евклея, Леонтия, Катуна, Киндея, Кириака, Минсифея и Минеона; обретение мощей преподобной Софии Суздальской.

На Первый Спас также замаливаются женские грехи: женщинам прощается всё.

Традиции Первого Спаса

Накануне Маковия готовят «маковийский цветок»: букет, состоящий из разных цветов и растений, включая мяту, чабрец и календулу. Каждое растение обладает своим магическим значением, и их все вместе, с несколькими головками мака, освящают в церкви.

После этого освященные маковые головки хранят дома для спокойствия и благополучия в семье. В народной медицине букетик сухих головок ставят у кровати тех, кто страдает бессонницей – для спокойного сна.

Весной освященный мак рассеивают на огороде, а девушки вплетают в волосы засушенные цветы – для того, чтобы не выпадали волосы.

Острая Елена. Медовый Спас в Свияжске

Именно в этот день первые птицы улетают в теплые края. Неизвестно, откуда на Руси появилось понятие о розах, однако крестьяне считали, что когда розы перестают цвести, происходит перемена и в росах: с 14 августа росы хорошие и безвредные. Если говорить о розах, то они были перенесены в русскую землю во времена царствования Алексея Михайловича в XII веке.

Мед святили в новой посуде, которая еще не была в употреблении, куда пчеловод в чистой одежде клал часть сот из самого богатого улья. Освященным медом было принято угощать нищих, им также поминали родителей. Часть меда оставалась в церкви, им угощался причт, нищие и дети.

К этому дню приурочивалось начало многих хозяйственных работ: начинали отделывать овины, очищать гумна, устраивали так называемые «вдовьи и сиротские помочи» – то есть помогали им по хозяйству, приносили угощение: “Ты – за себя, Мы – за тебя, А Христов Спас – За всех нас!”

В церкви также освещались венки из колосьев с новым зерном, первые плоды урожая. В этот день в центральной и южной полосах России устраивали первый посев озимой ржи.

В Сибири этот день назывался днем «Соломониды – ба(в)ушки», которая почиталась беременными и матерями, а также лекарками и знахарками, упоминавшими в наговорах ее имя.

О вкусном и полезном

В блюдах в день Первого Спаса обязательно присутствовали мак и мед, пеклись пироги и пирожки, печенья, коржи, торты и рулеты. Особой популярностью на Руси всегда пользовались медовые пряники. Начиналась трапеза блинами с маком: в специальной посуде растирали маково-медовую массу, маковое молочко, в которую обмакивали блины. Мак упоминается во множестве пословиц и поговорок, а также в хоровых песнях и загадках. Девушки в этот день водили хороводы, осыпая парня маком, щипая и щекоча.

Мед по праву заслужил звание одного из самых полезных и вкусных продуктов. В некоторых диетах из сладкого разрешен только мед. Даже медицина никогда не отказывалась от него, в отличие от многих других народных средств.

Мед состоит из сахаров: левулезы, глюкозы, мальтозы и сахарозы (78%), воды (20%) и минеральных солей. Он содержит полезные ферменты, микроэлементы, витамины и полезен детям в период роста, выздоравливающим. Его бактерицидное действие подобно антибиотику: он даже никогда не плесневеет.

Однако хранить мед больше года не нужно, так как со временем в нем уменьшаются и разрушаются полезные вещества, а увеличивается количество сахарозы и кислот. Нужно помнить также о том, что мед нельзя хранить в металлической посуде.

Согласно нормам медолечения, для взрослого человека суточная норма меда – 100г, а максимальная – 200г. Это количество распределяется на день и принимается между едой, лучше всего в чистом виде. Мед очень боится кипятка: при температуре выше 40 градусов все витамины и антибактериальные вещества разрушаются, превращая бесценное лекарство в сладкую водичку.

Что приготовить на Медовый Спас

В этот праздничный день готовят блюда и напитки из меда, пекут пироги или пряники, для украшения и начинкииспользуют зерна мака. Предлагаем вашему вниманию небольшую подборку рецептов, что уместно и можно приготовить на Медовый Спас.

Сбитень

Ингредиенты:
1,5 л. воды,
500 гр. мёда,
5 гр. гвоздики,
5 гр. корицы,
5 гр. имбиря,
5 гр. душистого перца,
50 гр. дрожжей.

Приготовление:
Доведите воду до кипения, добавьте в нее мёд и снова доведите до кипения, постоянно снимая пену. Затем добавьте имбирь, гвоздику, душистый перец и корицу. Снова всё прокипятите и охладите. Разведите дрожжи в небольшом количестве теплой воды и смешайте с медовым отваром. Готовый сбитень разлейте по бутылкам и оставьте на 12 часов в теплом месте. Затем плотно закройте бутылки и оставьте в холоде на 2-3 недели, чтобы сбитень созрел.

Медовый квас

Ингредиенты:
5 л. воды,
800 гр. мёда,
25 гр. дрожжей,
2 лимона.

Приготовление:
Вскипятите воду, выложите в нее мед и тщательно размешайте. Остудите мёд до температуры 20 °С, добавьте дрожжи, сок 2 лимонов и оставьте при комнатной температуре на 10-12 часов. Готовый квас остудите в холодильнике, разлейте по бутылкам или сразу подавайте к столу.

Пряники медовые

Ингредиенты:
500 гр. мёда,
500 гр. ржаной муки,
1 ст.л. смеси из корицы, гвоздики, имбиря и кардамона,
2 ст.л. коньяка или водки,
2 ст.л. крахмала,
растительное масло.

Приготовление:
Смешайте муку и пряности, на маленьком огне растопите мёд и доведите его до кипения, добавьте к нему муку и очень быстро начинайте размешивать до тех пор, пока тесто не побелеет. Затем добавьте водку или коньяк, вымесите тесто до гладкости и положите в холодильник на несколько часов. Раскатайте тесто, подсыпая к нему крахмал, с помощью форм для печенья вырежьте пряники, выложите их на смазанный маслом противень и, не подрумянивая, доведите до готовности в духовке.

Салат из моркови, соевого соуса меда и чеснока

Ингредиенты:
морковь — 2 шт (крупные)
соевый соус – 1-2 ст. л.
жидкий мед — 11,5 ст. л.
чеснок — 1-2 зубчика
оливковое масло — 1 ст. л .
вода — 1-2 ст. л.

Приготовление:
1. Очищенные один зубчик чеснока и морковь натрите на крупной терке, затем обжарьте на оливковом масле в течении двух-трех минут.

2. Добавьте к чесноку и моркови немного соевого соуса и меда, добавите потом добавить немного соевого соуса и меда, еще один зубчик чеснока (выдавите его через чеснокодавку), перемешаете все ингредиенты и накройте сковороду крышкой. Пусть поджариться еще минуты три.

3. По истечению трех минут попробуйте содержимое сковороды, и по необходимости добавьте еще чуть-чуть соевого соуса, меда, чеснока, плюс 1-2 ст. л. воды. Накройте сковороду крышкой и тушите на маленьком огне до полной готовности.

Подавать это блюдо можно как закуску, или как гарнир к мясу или рыбе.

Народные приметы на медовый спас (маковый спас)

С медового спаса начинают сеять озимые.
У первого спаса всего в запасе – и дождь, и солнце, и ветер.
Журавль на спас в отлет летит.
На первый спас отлетают ласточки и стрижи.
На медовый спас даже нищий медку попробует.
На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь.
На маковый спас мак собирай.
Мак для выпечки нужно собирать именно 14 августа, тогда он будет обладать лечебными свойствами.
На первый спас святи колодцы, святи венки хлебные.
В первый спас любой бабий грех прощается.
Если колодец выкопать на первый спас – ему навредить никто не сможет.
На первый спас лошадей (весь скот) купают.
На Первый Спас защипывай горох.
После первого спаса в реку не заходят
Паши под озимь, сей озимь.
Ласточки три раза отлетают – на три спаса.
Дождь на Маккавея — мало пожаров бывает.
Отцветают розы, падают хорошие росы.
С первого спаса и роса хороша.
На первый спас олень копыто обмочил (вода холодна).
Начинается заготовка лесной малины, ягод черёмухи
Пчела перестаёт носить медовую взятку.
Заламывай (подрезывай) соты.
Во что Маккавеи, в то и разговенье.
Первый Спас — на воде стоять, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — на зелёных горах холсты продавать.

Источник: mnogoto4ka.ru

Медовый спас в августе-2022: какого числа начнется и когда закончится

Медовый спас в августе-2022: какого числа начнется и когда закончится

Праздник урожая Медовый Спас ежегодно отмечается в одну и ту же дату – 14 августа. Медовый Спас имеет православные корни и отмечается на Руси с конца 15 века. С этого дня – ровно через месяц после окончания Петрова поста – начинается Успенский пост.

Дата Медового Спаса каждый год одна и та же — 14 августа.

Откуда пошло название «Медовый спас»?

2022-08-09_ЗаржецкийА_0019.jpg

Свое название Медовый Спас получил из-за того, что как правило соты в ульях к этому времени обычно уже наполнены, и пасечники приступают к сбору. С утра пчеловоды осеняли крестным знамением ульи, выбирали среди них самый богатый по запасу меда, «выламывали» из него соты и несли в церковь. Священник освящал принесенный мед. Медовый Спас служил вехой для крестьян – с его наступлением они начинали распахивать поля под озимые. Женщины и дети шли в лес собирать малину и черемуху. Через несколько дней после Медового Спаса следует другой – Яблочный Спас.

Другое название Медового спаса

Первый день Успенского поста имеет несколько народных названий. Самое распространенное из них – Мокрый Спас. И все потому, что в этот день в храмах осуществляется малое освящение воды. Вода же освящается в память о дне крещения Руси в 988 году, который историки относят к 14 августа (по новому стилю). В настоящее время этот день перенесли на память святого князя Владимира, 28 июля, но традиция освящения воды в храмах осталась.

Традиции и приметы на Медовый спас-2022

Считается, что мёд, собранный в день Медового спаса, обладает целебной силой, но есть его советуют только после освящения в церкви. Ложку такого мёда нужно запивать тремя глотками колодезной или родниковой воды. После освящения мёд раздают бедным.

Медовый Спас и начало Успенского поста – какого числа в 2022 году

Основная же особенность Медового Спаса – это начало Успенского поста. Поэтому русские люди старались в эти дни чаще посещать храм, обязательно исповедоваться и причаститься. И, само собой, не намечали свадеб, так как во время постов в храмах венчание не совершается. В этот день старались окрестить младенцев – считалось, что окрещенный на Первый Спас вырастет сильным и здоровым. Существует традиция не купаться уже после Ильина дня, но после 15 августа никто не купался в принципе. Также 14 августа совершались крестные ходы и водосвятия на реках, купание в освященной воде людей и скота, освящались колодцы. Хозяйки пекли медовые пряники, блины с маком и медом, пироги, булочки, плюшки. Пасечники в этот день выносили за калитку миску со свежим мёдом. Рядом клали нарезанный свежеиспечённый хлеб, и все желающие намазывали на него лакомство. Недаром в русском народе родилась поговорка: «На первый Спас и нищий медку попробует». Еще был обычай печь на праздник постное печенье, которое поливали мёдом нового урожая. А вот лже-примета о том, что первая ложка освящённого мёда исполняет самое заветное желание ни что иное, как оккультизм и не соответствует истине.

Три Спаса в августе-2022: даты Яблочного, Медового и Орехового Спаса

Всего существуют три Спаса – Медовый (14 августа), Яблочный (19 августа) и Ореховый (29 августа). В православном календаре все три они связаны с Иисусом Христом и его деяниями, само слово «спас» происходит от «спасителя». Спасы – народное название трех праздников православной церкви: Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, Преображения Господне и Перенесения Нерукотворного Образа Спасителя.

Что еще празднуют 14 августа православные христиане?

Какого числа Медовый Спас–2021: пробовать можно, есть — нельзя

В субботу, 14 августа, в первый день Успенского поста Православная церковь отмечает праздник, который имеет довольно длинное название: Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Праздник этот зародился в Константинополе, где по причине частых августовских эпидемий первого числа месяца (четырнадцатого по новому стилю) было принято выносить (износить) крест на улицы города для отвращения болезней. На Руси же 14-е число больше связывают с другим празднеством – Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, или как называют его в народе – Медовым Спасом.

Источник: vn.ru

Первый Спас

В православной Церкви 14 августа (1 августа – по старому стилю) сразу несколько праздников: память семи мучеников Маккавеев, матери их Соломонии и учителя Елиазара; происхождение Честнаго и Животворящего Креста Господня; крещение Руси князем Владимиром 1 августа 988 года.

С этого дня начинается Успенский пост. По строгости он сравним с Великим постом, поскольку пища с маслом разрешается только в субботу и воскресение. Пищу с рыбой Устав дозволяет вкушать только на праздник Преображения Господня, 19 августа. Пост заканчивается 28 августа, на праздник Успения Пресвятой Богородицы. Если праздник приходится на среду или пятницу, то разговляются на следующий день.

Мученики Маккавеи

Семь мучеников Маккавеев, матерь их Соломония и учитель Елиазар

Пример твердости веры нам показывают семь братьев Маккавеев, наставляемых учителем Елиазаром в обычаях израильского народа: Авим, Антонин, Гурий, Елиазар, Евсевон, Алим и Маркел и их мать Соломония. Они жили во II веке до Pожества Xристова и пострадали при царе Сирии Антиохе IV Епифане, поработившим еврейский народ. Он вводил греческие языческие обычаи в Иудее, осквернил Храм Иерусалимский, поставил в нем языческих идолов. Иудеев заставляли отступать от веры отцов и поклоняться идолам.

Старец Елеазар, законоучитель, был осужден за приверженность к закону Моисееву. Его ученики, братья Маккавеи также бесстрашно исповедали веру в Бога Истинного и отказались принести жертвы языческим богам. На глазах у матери они претерпели истязания и муки. Царь предлагал Соломонии склонить детей к отречению, чтобы сохранить им жизнь. Святая напротив укрепляла сыновей в исповедании веры отцов. Над телами сыновей она вознесла Богу благодарственную молитву и скончалась. Подвиг святых мучеников воодушевил Иуду Маккавея, который поднял восстание против Антиоха. Одержав победу, иудеи очистили Храм Иерусалимский от идолов.

Святые отвергли языческие нравы, сохранив обычаи и правила, завещанные от отцов. И, хотя они пострадали еще до воплощения Христа, они ничем не уступают тем, кто следовал за Господом после них. Уже тогда в них жила вера во Христа и надежда на воскресение, которая помогла победить все страхи перед пытками и мучениями.

Семь мучеников Маккавеев, матерь их Соломония и учитель Елиазар

Происхождение Честнаго Креста

Праздник происхождения Честнаго и Животворящего Креста Господня восходит к глубокой древности, к первым временам Церкви.

Икона происхождение Честнаго и животворящего Креста Господня. Русский Север, начало XVII в.

Слово «происхождение» переводится с греческого как «несение впереди». В этот день в столице Византийской империи существовал обычай шествия христиан с частью подлинного Древа Животворящего Креста Господня. Подробные правила изнесения Честнаго Креста можно встретить в Обряднике императора Константина Порфирородного (905-959 гг.).

Константин VII Порфирородный

В конце XIV—начале XV века в Русской Церкви действовал Студийский устав, поэтому службы Животворящему Кресту Господню не было, и только с введением Иеросалимского устава появилась такая богослужебная традиция.

Первый Спас

В 1168 году при митрополите Киевском Константине в этот день устанавливается празднование Всемилостивому Спасу, который в народе получил название «Первый Спас». Поводом к установлению этого празднования на Руси послужила победа 1 августа 1164 г. князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами.

Князь Андрей Боголюбский

Перед каждым сражением великий князь Андрей Боголюбский выносил впереди войска Крест Господень. После усердной молитвы все лобызали икону Пресвятой Богородицы и честный Крест Господень и с этим непобедимым оружием безбоязненно шли на врагов.

1 августа 1164 г. князь с воинами увидели, что от иконы Пресвятой Богородицы исходят сияющие лучи, озаряющие всё войско. Дивное зрелище воодушевило князя на победу, и в ходе наступления русская рать обратила булгар в бегство, а затем, преследуя, захватила их города. В этот же день греческий император Мануил, вышедший со своим войском против сарацин, победил их. Он также видел подобное чудо — исхождение от находившихся среди войска иконы Пресвятой Богородицы и Честнаго Креста лучей, осеняющих весь полк. Русский князь узнал о чудесном событии в Греции, а греческий император — о событиях на Руси. Они оба прославили Бога и после совета с архиереями установили 1 августа празднество Господу и Пресвятой Богородице.

Водосвятие 1 августа

Древний обычай совершать малое освящение воды существовал еще с апостольских времен, и утвержден как церковный чин епископом Римским Александром, пострадавшим при императоре Адриане (II в.) В апостольских постановлениях появление водоосвящения приписывается евангелисту Матфею. Окончательно сформировался чин малого водоосвящения при Константинопольском патриархе Фотии (IX в). В Русской Церкви это празднество соединилось ещё и с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года.

Антиохийский патриарх Феодор IV Вальсамон (XII в.) в толковании на 65 правило Трульского Собора упоминает о малом водоосвящении как о древнем обычае и поясняет, что совершать его в начале каждого месяца отцы Собора постановили в противодействие языческим обычаям, которые долгое время бытовали и среди христиан.

Также августовское водосвятие связано, предположительно, и с «Чином омовения» во Влахернах. Влахернский храм Пресвятыя Богородицы упомянут в одном из тропарей Малого водоосвящения.

В 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета было составлено «Сказание действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», в котором на праздник происхождения Честного Креста Господня 1 августа дается указание:

«А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».

Все эти события и благочестивые обычаи повлияли на установление в Руси малого водоосвящения 1 августа. Согласно апостольским и соборным указаниям в этот день в старообрядческих храмах РПСЦ, РДЦ и у староверов-безпоповцев часовенных совершается малое освящение воды, после которого освящается мёд нового сбора.

Медовый Спас

По благочестивому обычаю каждый год 1 августа пчеловоды приносят в храмы на освящение мед нового сбора

Первый Спас на Руси называется также медовым. Традиция освящать новый мёд складывалась веками, и, следуя этому благочестивому обычаю, пчеловоды каждый год в этот день приносят освящать в церковь мёд, приурочив это к праздничному водосвятию. После Литургии и водосвятия священник (а у безпоповцев-часовенных — наставник) освящает мёд нового урожая, и только после этого его разрешается есть.

Традиция освящения воды 1 августа у староверов-безпоповцев часовенного согласия

Часовенные староверы изначально были поповцами, но из-за гонений, усилившихся при императоре Николае I, остались на длительное время без священства. Постепенно, вынужденно совершая основные требы и проводя богослужения без попов, они стали безпоповцами. Службу совершали в лишенных алтарей часовнях, что позже и дало имя согласию.

Староверы-безпоповцы часовенного согласия

У староверов часовенного согласия остался чин малого освящения воды 1 августа, который имеет свои специфические особенности освящения и использования. По-другому, такая святая вода у часовенных еще называется «Малой», «Спасовской», «Спасовой», «Успенской» (термин связан с началом Успенского поста) и освящается на Первый Спас.

В отличие от «Великой» крещенской воды, освященной в навечерие Богоявления, «Малая» вода у часовенных является повседневной. Так, в Постановлениях Больше-Бацалаксюйского собора часовенных в мае 1923 г. «О богоявленской воде и малой воде на 1-е Спаса августа» говорится: «…неотложно иметь великую воду, для причащения, а малую воду для освящения оскверньшихся сосудов и прочих потребностей».

Воду для освящения часовенные обязательно берут из проточного водоема, реки или родника, перед этим, те, кто идут за водой, обязательно спрашивают благословения у наставника (в некоторых общинах благословение берут и у наставника, и у прихожан). Посуду, в которой будут нести воду, тщательно моют в реке с постоянным чтением Исусовой молитвы. После того, как вода, также с молитвой, набрана, ее приносят в часовню и ставят на стол перед иконами. Освящается «Спасовская» вода у часовенных иначе, чем Крещенская. Если Крещенскую воду освящали вечером, в начале службы, то «Спасовскую» — утром, в конце службы. На ведро с водой (или другую емкость) крестом ставят четыре свечи, и, после того как молящиеся запоют: «Кресту Твоему поклоняемся…», наставник начинает кадить воду. При этом местными особенностями в согласии часовенных является опускание Креста в емкость с освящаемой водой – в одних регионах этому обычаю следуют, в других – нет, освящая Распятием лишь «Великую» Крещенскую воду. И именно использованием Распятия при освящении воды в навечерие Богоявления и объясняют часовенные ее неприкосновенность и использования только в крайних случаях.

Также местными особенностями в разных регионах является крестообразное вливание в освященную воду «годичной» воды, так называемое ее «приполнение»: вода, которая была освящена годом ранее, бережно хранится до следующего Праздника, а затем вливается в емкость с «новой» освящаемой водой. Крест в таком случае для освящения уже не опускается. Общим для всех вариантов освящения является обязательное каждение воды наставником.

После освящения воды прихожане «подходят к воде». Для этого стол перед иконами накрывают скатертью, на чистое полотенце кладут Распятие, рядом ставят сосуды с водой, чашки, ложки. Прихожане выстраиваются в очередь парами, при этом, кто старше, встает по правой стороне, кто младше – по левой. Первым принимает воду наставник общины, затем дети, мужчины, женщины. Прихожане, перед тем как подойти к воде, полагают два поясных поклона с молитвой мытаря, благословляются у наставника и целуют подножие у Креста. Затем, старший по возрасту прихожанин, три раза зачерпывает ложкой воду из чашки, в которую она заранее наливается из общей освящаемой емкости, и пьет ее со словами: «Чашу спасения приму, Имя Господне призову» или с молитвой Кресту. После полагается поясной поклон. Также «подходит к воде» и младший по возрасту. После этого, оба полагают земной поклон, завершая молитву мытареву: «Без числа согреших, Господи, прости мя» и прощаются сначала друг с другом, а затем и с наставником со словами: «Прости меня Христа ради» — «Бог простит, меня прости Христа ради» — «Бог простит». Затем стоящий слева прихожанин остается на месте, а тот, кто стоит с правой стороны, поворачивается посолонь и прощается с прихожанами и потом еще раз с младшим по возрасту.

Часовенные Невьянского завода. Фото начала XX века

Использование «Малой» воды у староверов-часовенных значительно отличается от использования «Великой» воды. «Крещенскую» воду разрешается пить только два часа после ее освящения, если приходится ее далеко везти, то дается еще один час. Эту воду можно пить, кропить дом, двор. Через два часа вода становится неприкосновенной, и пользоваться ей разрешается лишь в исключительных случаях. Например, ею причащают перед смертью, давая умирающему сделать три глотка. При этом строго следовали предписанию, чтобы вода не попала на тело. После этого человек уже не должен вкушать пищу. Если такая вода попадала на пол, то это место выжигали или выстругали.

«Малую» воду, в отличие от воды, освящаемой в навечерие Богоявления, разрешается использовать каждый день, и в этом отношении, такое использование «Малой» воды у часовенных схоже с использованием «Великой» крещенской воды у прихожан господствующей церкви. «Малой» водой староверы-часовенные окропляют дом, огород, пьют ее в случае болезни, освящают колодец, если в него случайно попадет мышь или что-то поганое (предварительно вычерпав оттуда 40 ведер воды). Спасовскую воду использовали и для причащения после исповеди у наставника.

Оставшуюся и «Великую» и «Малую» святую воду положено выливать только в проточный водоем. При этом часовенные отмечают, что через год после освящения «Малая» вода становится «Великой» и этим объясняется возможность «приполнять» ею новую спасовскую воду при освящении.

Святая вода у поморцев

Если для староверов-часовенных характерна именно такая традиция в освящении и использовании святой воды, то у поморцев существуют несколько иные представления о святой воде, и водосвятие имеет свои особенности.

Например, считается, что в праздник Богоявления вода святая везде, и поморцы просто набирают ее в полночь с ключа или прямо с крана в моленной, а утром наставник кадит воду. До следующего праздника Богоявления этой водой поморцы умываются, пьют ее, пользуются ей по необходимости. «Малого» освящения воды 1 августа у них нет.

Староверы особенно подчеркивают, что любая благодать Божья, которая идет через святой Крест, святые иконы, святую воду, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаяние, смирение, служение людям, милостыню. Но если этого нет, то и благодать не спасет, она бесполезна для нечестивых и мнимых христиан.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Источник: ruvera.ru

Оцените статью
Добавить комментарий