Как освятить мед дома

Первый из них – Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Этот праздник является главной памятью дня. Он имеет византийские корни.

История повествует о том, что в южной стране – Византийской империи (и особенно в многолюдном Константинополе) – как раз на август припадали вспышки холерных и других инфекционных эпидемий, от которых гибло множество людей. Верующий же человек всегда искал и ищет сегодня защиту в Боге.

Потому 1 августа по старому стилю Патриарх Константинопольский вместе с клиром (священниками) и самим императором износили из царской сокровищницы Честное Древо Животворящего Креста Господня (именно того Креста, на Котором был распят Спаситель). И совершали крестный ход по городу, чтобы Господь своим Крестом спас люди Своя и благословил достояние Свое. Крестные хода с Древом продолжались почти две недели – до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Параллельно служились водосвятные молебны, и святой водой щедро окроплялись жители, улицы и дома Константинополя для изгнания всякой нечистоты и хвори.

КАК ОСВЯТИТЬ ДОМА КУЛИЧИ

Из Византии вместе с греческим духовенством, которое долгое время возглавляло церковную иерархию на Руси, праздник перешел и к нам.
Отсюда же происходит и обычай совершать на утрене праздника изнесение из алтаря креста, украшенного цветами, и поклонение перед ним. Потому в этот день совершаются водосвятные молебны и крестные хода по городам и весям.

Интересным является и тот факт, что, согласно некоторым источникам, Киевская Русь была крещена по указанию святого равноапостольного князя Владимира также 1 августа. Потому фактически в этот день вспоминается и Крещение Руси. Но по сложившейся современной церковной традиции сегодня День Крещения Руси празднуется 15 июля по старому стилю (28 июля н. ст.) в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира.

Также 1 (14) августа происходит Празднество всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в честь небесного знамения икон Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Девы Марии и

И, наконец, в этот день вспоминается день памяти семи мучеников Маккавеев Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима, Маркелла, матери их Соломонии и учителя Елеазара. Подробно об их подвиге можно прочитать в Ветхом Завете, во Второй Книге Маккавейской, в шестой и седьмой главах.
Напомним историю вкратце.

В 168 году до Рождества Христова Иерусалим был захвачен сирийским греческим правителем Антиохом IV Эпифаном, имевшем своей столицей Антиохию Сирийскую, названную так в честь династии Антиохов. Антиох Эпифан не просто захватил иудейскую столицу, он развязал религиозную войну, так как захотел эллинизировать край, навязав евреям языческую религию.

За исповедание веры в истинного Бога полагалась смертная казнь. В то время вырезались целые населенные пункты и еврейские племена, оставшиеся верными религии предков. Последней точкой, вызвавшей иудейский бунт против нечестивого царя, стало осквернение Иерусалимского храма. Антиох превратил его в капище Зевса и на жертвеннике лично заколол жертвенную свинью. Не нужно пояснять, что это было особенное оскорбление для евреев.

Данной Молитвой можно самому освятить любую вещь или пищу

Среди евреев организовалось сопротивление, в первую очередь религиозному гнету. Иудеи защищали веру в истинного Бога. Борцы за ветхозаветную веру и освобождение еврейского народа от тяжкого эллинского ярма стали называться Маккавеями. Это не фамилия, а скорее прозвище.

В переводе с арамейского языка слово обозначает «молот на врагов», имея в корне своем слово «маккаба» – «молот». Принято считать, что первым такое прозвище получил вождь еврейского народа Иуда из династии Хасмонеев. В истории известен как Иуда Маккавей.

Соответственно семь юношей: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим, Маркелл, мать их Соломония и учитель Елеазар, принявшие смерть от царя Антиоха за исповедание веры в Бога, также стали называться Маккавеями.

Дорогие братья и сестры, хочется призвать всех нас более углубленно изучать умственно, сердечно, молитвенно, духовно историю православных праздников, чтобы не пасть жертвой суеверий, которые возникают по двум причинам – из-за невежества и нежелания сердечно и духовно жить церковной жизнью, преображая с Божьей помощью себя, из-за стремления лишь прийти за каким-то освященным церковным атрибутом (вербой, водой, маком, медом), не пропустив Христа через душу свою и забыв на период до следующего освящения о существовании Церкви Божией.

Именно по этим причинам, мне кажется, некоторые люди не желают знать, кто такие святые мученики Маккавеи. Они предполагают, что есть лишь непонятное мифическое выдуманное существо «Маковий». И потому нужно в храмах освящать мак. В сознании человеческом духовная святая составляющая праздника превратилась в полуязыческое суеверие.

Конечно же, можно в этот праздник освятить мак по чину из требника «Молитва еже освятити какое либо благовонное зелие». Но, с одной стороны, по Уставу 1 (14) августа освящается только вода и мед нового урожая. А с другой – часто освященный мак нередко используют в суеверных целях: им посыпают дом для защиты от ведьм, кладут в могилы к покойникам, чтобы тот не вышел и не начал вредить людям, как считают суеверы.

Мне кажется, таким образом происходит святотатство: освященная вещь участвует в действиях, фактически связанных с магией.

Мед же нового урожая освящается в 1 (14) августа. Это событие не связано с праздниками данного дня, а с естественным циклом природы и появлением меда именно в это время. Существует очень древняя ветхозаветная традиция в Церкви освящать начатки (то есть первые плоды земли) и приносить их в жертву Богу. В первую очередь из чувства благодарности за то, что Он их нам дал.

Так об этом говорится в Ветхом Завете: «Если приносишь Господу приношение хлебное из первых плодов, приноси в дар от первых плодов твоих из колосьев… это жертва Господу» (Лев. 2:14, 16).

По этому установлению, которое преподано было Господом святому пророку Моисею на горе Синай, и появилась в Церкви традиция освящать начатки плодов земных, не только пшеницы, но и меда, винограда и всего остального.

Также существует благочестивая традиция до освящения 1 (14) августа не вкушать меда нового урожая. Мне кажется, это просто логично: сначала освятить, получив благословение Божие на продукт, а потом уже кушать его. Только бы все эти предписания служили нам средством приближения к Богу и возделывания в душе любви к Нему и ближнему. А не наоборот.

С 1 (14) августа начинается Успенский пост. Что же послужило для его установления? Вот как об этом пишет святитель Симеон Солунский:

«Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Ее Сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного – как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас».

Успенский пост самый короткий из всех годичных постов. Он начинается 1 (14) августа, а заканчивается в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15 (28) августа. Пост этот строгий. То есть пища животного происхождение не вкушается вообще. Рыбку можно есть только один раз в продолжение Успенского поста в праздник Преображения Господня – 6 (19) августа.
Монастырский Устав предписывает по понедельникам, средам, пятницам сухоядение, по вторникам и четвергам – вареную пищу без подсолнечного масла, по субботам и воскресеньям – с подсолнечным маслом.

Но нужно, дорогие братья и сестры, каждому из нас с Божьей помощью избирать свою меру поста. Кто-то может поститься по монастырскому Уставу, а для кого-то достаточно воздержаться от пищи животного происхождения.

В молитве на благословение меда, читаемой священником, есть такие хорошие стихи: «Необыменный в милости и неизреченный во щедротах, Господи Иисусе Христе, дивен Сый во славе и творяй чудеса. Ты, действом Святаго Духа иногда благословивый Израиля и его медом насытивый от камене…» Здесь имеется в виду событие из Священной истории, когда народ Израильский, водимый святым пророком Моисеем, по пустыне дошел до места, называемого Мерра (в переводе – «Горечь»), и там была горькая вода.

Народ начал роптать. Тогда Бог приказал Моисею положить дерево в воду – и вода стала сладкой, пригодной для питья (Ис. 15:22–26). Может быть, не случайно 1 (14) августа мы в праздник Древа (Креста) получаем сладость меда.

Будем же, дорогие братья и сестры, помнить о главной нашей сладости, которая вкуснее любого земного меда – о Господе нашем Иисусе Христе. Он есть путь и истина и жизнь. И наши души, если они уподобляются душам народа Израильского, который с помощью святого пророка Моисея искал Бога, тоже ищут Господа в пустыне житейских треволнений и обязательно найдут животворный родник, освященный Крестом и сладостной благодатью Святого Духа. Лишь бы было желание искать этот небесный мед…

Источник: pravlife.org

Какая молитва используется для освящения меда 14 августа в храмах?

Медовый спас (его также называют Маковым Спасом, Первым Спасом) это больше народное название, которое отмечается четырнадцатого августа (по юлианскому календарю первого августа) ежегодно. Именно в этот день церковь чтит память трех святынь, а именно:

Именно с четырнадцатого августа начинается Успенский пост, который продлится до двадцать седьмого августа. В эти дни начинается сбор меда и его освящение.

Я помню, что в эти дни читают следующую молитву:

Также в этот день можно прочитать эту молитву:

Информацию о том, как можно будет освятить мед, а также во сколько его лучше освящать в церкви, можно в этом вопросе на проекте Большой Вопрос.

система выбрала этот ответ лучшим
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Казуа­ р [154K]
9 месяцев назад

Вообще, название «Медовый спас» — это больше обиходное, народное название праздника, отмечаемого 14 августа. В церковных календарях он так не называется. Там указано, что в этот день почитают семь братьев-великомучеников Маккавеев, погибших за христианскую веру во II веке до н.э. По созвучию фамилии мучеников для освещения в церковь несут не только мед, но и мак. А ещё 14 августа церковь отмечает праздник Животворящего Креста Господня, который зародился в древнем Константинополе. Поэтому в этот день при богослужении читаются молитвы Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице

И Честному Животворящему Кресту Господню

Этих двух молитв достаточно, чтобы освятить принесенные мед, мак и воду (она тоже освящается в этот день, как на Крещение). Ну а если брать только один мед, то для его освящения есть отдельная молитва:

комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
kelly­ milen­ a [227K]
9 месяцев назад

Традиция освящения в Церкви меда, когда начинался его сбор, сохранилась по сей день. Делать человека лучше должен каждый церковный праздник. Освящать мед принято в храме верующим в этот день. Благодарят Спасителя Всемилостивого православные в такой день, когда в 14 -ый день августа традиционно празднуется Медовый спас. Это считается общепринятой нормой.

Читать молитву на мёд стало давней традицией именно в особенный день. Сначала звучит Божественная Литургия, а затем происходит освящение меда и также трав и все, чем август плодоносен, также. Бога при этом благодарят за этот дар. Молитва для освящения мёда — здесь:

комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Людви­ го [136K]
2 года назад

Медовый спас традиционно отмечают 14 августа каждый год. Православная церковь чтит память трех святынь: Животворящего Креста Господня, образа Спасителя и Владимирской иконы Божьей Матери, память мучеников Маккавейских и начало Успенского поста. К этому времени поспевает мед нового сбора, и его принято приносить храм для освящения. Нужно угощать медом тех, кто не имеет денег и возможности его приобрести, а текст молитвы таков (источник):

комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Nevil­ l71 [18.2K]
5 лет назад

В первый день августа по старому календарю, а именно 14 августа по новому, начало Успенского поста. Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Поэтому, приносить Богу начатки первого урожая – обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. К этому времени, обычно собирают новый урожай мёда, так как к этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято приносить в храм, как явное воплощение Божьей милости к нам грешным. Читается следующая молитва, после службы Богослужения:

Молитва на благословение новаго меда в первый день августа

Необыменный в милости и неизреченный во щедротах, Господи Иисусе Христе, ди?вен Сый во сла?ве и творя?й чудеса?. Ты, де?йством Свята?го Ду?ха иногда благословивый Израиля и его медом насытивый от камене, Сам и ныне призри свыше на создание Твое сие, и благословением Твоим Небесным благослови и освяти соты пчел и от них мед, и подаждь ему действенну благодать, паче всех совершенну, да всяк от него вкушаяй, приемляй и ядый обрящет благополучное здравие, и пищею сею насытится, и исполнится всякаго блага.

Яко Ты еси подаваяй всяческая благая и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем и пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

И кропит священною водою.

Источник: www.bolshoyvopros.ru

Букет цветов и баночка меда: что освящают на Медовый Спас, отмечаемый 14 августа 2022 года

Букет цветов и баночка меда: что освящают на Медовый Спас, отмечаемый 14 августа 2022 года itemprop=

В народе Маковый Спас называют по-разному: Маковей, Спас на Воде, Первый Спас, Всемилостивый Спас, Медовый. Ежегодно верующие отмечают его 14 августа. В 2022 году праздник припадает на воскресенье. В этот день верующие отправляются в храм на богослужение и освящение некоторых продуктов, среди которых не только мед.

Что освящают в Медовый Спас

Всего православные отмечают три Спаса. Все они проходят в августе. В первый из трех праздников — Медовый Спас — христиане почитают труд пасечников. Утром принято посещать церковь для освящения меда. На 14 августа также приходится начало Успенского поста.

Медовый Спас связывают с еще одним церковным торжеством, выпадающим на 14 августа. Его название — Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Согласно легенде, в древние времена в Константинополе распространились опасные инфекции, победить которые врачам не удавалось. Тогда из храма Святой Софии вынесли частичку креста, на котором был распят Иисус. Этим фрагментом освятили водоемы, в результате чего те стали обладать целебной силой. Таким образом удалось победить страшную эпидемию.

Из этого поверья проистекает древняя традиция 14 августа окунаться в водоемы для защиты от болезней и очищения от грехов. Именно поэтому этот праздник также называют Мокрый Спас, или Спас на воде.

Список продуктов для освящения

Освящают 14 августа:

  • мед и медовые соты, символизирующие достаток в доме в будущем году;
  • хлеб, символизирующий единство семьи;
  • хрен и соль как символ готовности к испытаниям судьбы;
  • мак, который будет защищать дом от всякой напасти;
  • выпечку с маком и медом в честь нового урожая.

Также на Маковея освящают букеты цветов, собранных накануне. Собирать разрешено полевые цветы и травы. После букет стоит в доме в качестве оберега, хотя некоторые травы опытные хозяйки засушивают, чтобы после использовать для лечения домочадцев от физических и душевных недугов.

Молитва 14 августа

На Маковый Спас верующие молятся в храмах и благодарят Бога за природные дары, просят о безопасности и здоровье близких.

Молитва Честному Кресту «Да воскреснет Бог»

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его все ненавидящие Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй беси силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшего и поправшего силу дьяволю, и даровавшего нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякого супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Молитва Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице

Владыко Господи Святый, в Вышних живый и всевидящим Твоим оком призираяй на всю тварь! Тебе приклоняем выю души и тела, Тебе молимся, Святе святых, простри руку Твою невидимую от святаго жилища Твоего, и благослови вся ны, и прости нам всякое согрешение вольное и невольное, словом или делом содеянное. Даруй нам, Господи, умиление, даруй слезы сокрушенныя души во очищение многих грехов наших, даруй велию Твою милость миру Твоему и нам, недостойным рабом Твоим, яко благословено и препрославлено есть Имя Твое ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Источник: wordyou.ru

Оцените статью
Добавить комментарий