Кем работать после меда без ординатуры

Студентов медицинских образовательных учреждений часто интересует вопрос, можно ли работать врачом без ординатуры. Есть несколько основных нюансов, которые стоит учитывать перед началом медицинской деятельности.

Как работать врачом без ординатуры

Законодательство РФ определяет строгие требования к обучению будущих врачей. Согласно государственным стандартам, для осуществления медицинской деятельности специалист должен получить образование в вузе. В высших учебных заведениях студенты приобретают общие знания по выбранному направлению.

После прохождения теоретического обучения в вузе будущие врачи ранее поступали на 1 год в интернатуру, где получали практические навыки. С 2018 г. этот этап образования упразднили. Ординатура ранее предполагала двухлетнее обучение с закреплением за врачом-наставником. С 2019 г. ввели новые ФГОС (федеральные образовательные госстандарты), согласно которым этот этап занимает от 1 года до 5 лет.

Согласно Приказу Минздрава России № 1081н от 22.11.2021, после получения высшего медобразования требуется прохождение аккредитации. Для этого выпускник подает документы в специальную комиссию. Если врачом было решено верно 70 % индивидуальных задач, то аккредитацию считают пройденной. Согласно Приказу Министерства здравоохранения № 707н от 08.10.2015, после этого специалист может работать по разным направлениям.

Работа участковым терапевтом. Что вас ждет после меда?

Виды должностей в зависимости от специализации

Медицинская специальность

Должность врача

Общей практики (участковый)

Лечебно-диагностического отделения (приемное)

Общей практики (фельдшер, терапевт)

Медицинскую деятельность можно осуществлять без аккредитации при наличии диплома о высшем образовании по определенным специализациям. Потребуется также выписка из протокола комиссии по приему экзаменов для квалифицированного среднего или младшего персонала.

Виды должностей медработника без аккредитации

Специальность

Должность

Лечебное дело, Педиатрия

· гигиениста при ионизирующем облучении;

· по охране труда, санитарным правилам;

· общего или детского гигиениста;

· инфекциониста (эпидемиолога или паразитолога);

· по гигиеническому питанию или воспитанию.

· младший (санитар, водитель, сестра-хозяйка) и средний (квалификация согласно диплому СПО) медперсонал.

Ординатура представляет собой углубленную подготовку врачей к работе. Ее проходят для получения узкой медицинской специализации. Учащиеся на этом этапе послевузовского образования могут диагностировать и назначать лечение заболеваний. Свидетельство о прохождении ординатуры дает возможность врачу открыть частный кабинет или работать на руководящих должностях в медучреждении.

Можно ли работать стоматологом без окончания ординатуры

Для стоматологов предусмотрены учебные программы с получением различных специализаций. Благодаря им выпускники занимаются частной деятельностью или служат в государственных учреждениях здравоохранения. Без прохождения ординатуры с дипломом о высшем образовании можно работать врачом-стоматологом общей практики. Он осуществляет:

ОРДИНАТУРА и РАБОТА: Кем работать? Когда работать? Как совмещать?

  • наблюдение за пациентами группы риска;
  • визуальное обследование ротовой полости пациента;
  • диагностику и назначение схемы терапии;
  • назначение дополнительных исследований;
  • удаление зубного камня;
  • устранение повышенной чувствительности;
  • лечение острой боли;
  • профессиональную санацию полости рта;
  • принятие решений об обезболивании;
  • установку крепежных элементов, протезов;
  • проведение реконструкции зубов;
  • устранение кровоизлияния;
  • лечение воспалений ротовой полости;
  • перевязку после хирургических операций;
  • удаление нервов, зубов;
  • диагностирование заболеваний;
  • отбеливание зубов;
  • наложение швов;
  • вправление челюстных вывихов;
  • профилактические мероприятия и консультации по гигиене ротовой полости.

Для осуществления медицинской деятельности или открытия частного кабинета стоматолога общей практики не требуется прохождение ординатуры. Важно наличие у специалиста диплома о высшем медобразовании. Дополнительно для работы стоматологом потребуется свидетельство об аккредитации, а при открытии частного кабинета или клиники также необходима лицензия.

Можно ли работать, учась в ординатуре

Согласно ТК РФ, трудоустроенный выпускник вуза может повышать квалификацию, не отрываясь от основной деятельности. Медработник имеет право получать дополнительное профессиональное образование также согласно Приказу Минобрнауки России № 1258 от 19.11.2013, в котором прописаны правила осуществления образовательных программ при прохождении ординатуры. На этот этап обучения можно попасть с помощью:

  1. Направления. Медучреждения нуждаются в сотрудниках с высокой квалификацией. Если работник согласен на обучение, ему выдают направление в ординатуру. В этом случае сотрудник становится стажером и заключает соответствующий договор с работодателем. В нём прописано, что ординатор обязуется осуществлять медицинскую деятельность в этой клинике в течение определенного руководителем срока. Иначе работник должен будет возместить затраты клиники на его обучение.
  2. Экзаменов. Их можно сдать на базе выбранного вуза. Поступить на бюджетную форму сложно, так как в медицинских учебных заведениях высокая конкуренция. Важно также понимать, что в ординатуру на бесплатной основе в первую очередь принимают тех, у кого много дополнительных баллов. Выпускники зарабатывают их с помощью медицинской практики в селах, деревнях. Регулярное повышение квалификации также способствует увеличению количества баллов.
  3. Оплаты. Выпускник вуза может заранее скопить необходимую сумму или взять ее в кредит и пройти обучение на возмездной основе. Шансы получить послевузовское образование в этом случае возрастают, так как конкуренция на коммерческих специальностях значительно ниже, чем на бюджетных.

Согласно Приказу Минздрава № 707н от 08.10.2015, выпускник, проходящий послевузовскую квалификационную подготовку, может занимать вакантные врачебные должности. Ординатору предлагают место в медучреждении, связанное с его специализацией, если это соответствует законам РФ. Важно понимать, что часто трудоустройство происходит на временной основе (замещение на срок отпуска, нетрудоспособности).

Педагоги «Академии профессиональных стандартов» готовы помочь в повышении квалификации и поступлении в ординатуру. Наши специалисты подготовят к получению аккредитации и оформлению лицензии на меддеятельность. Педагоги «АПС» сориентируют в нормах законодательства, связанных с прохождением ординатуры. Эксперты подскажут, можно ли трудоустроиться на этом этапе получения образования.

Законодательство РФ предусматривает выплату стипендии студентам, находящимся в ординатуре. Есть мнение, что в этом случае возможно оформление на работу по совместительству (параллельно с основной должностью). Но это идет вразрез с действующими законами РФ. Если врач не трудоустроен в клинике, где проходит ординатуру, его невозможно оформить по совместительству. Во время послевузовской практики выпускник вуза находится в статусе ученика, а не работника организации.

Законодательство РФ дает положительный ответ на вопрос, можно ли работать врачом без ординатуры. После окончания медвуза специалист вправе занимать должности, предусмотренные его целевой образовательной программой. Прохождение дополнительного обучения обязательно только для работы по узкой специализации.

Источник: dpoaps.ru

Можно ли работать врачом без ординатуры

Вопрос того, можно ли работать врачом без ординатуры, крайне актуален для многих россиян, которые решили посвятить свою жизнь медицине. При этом в этом вопросе есть много тонкостей и нюансов, в зависимости от выбранной специальности, например, нет никаких оснований, запрещающих работать стоматологом без ординатуры, однако она является уже обязательной для стоматолога-терапевта.

Можно ли работать врачом без ординатуры

На текущий момент в Российской Федерации большинство выпускников учреждений высшего образования по направлению медицины должны получить помимо основного диплома в рамках специальности, какое-либо дополнительное подтверждение своих навыков и знаний, прежде чем приступать к фактическому ведению рабочей деятельности или частной медицинской практики. При этом долгое время существовало два варианта получения практических и теоретических знаний.

Интернатура предполагала годовое обучение в качестве помощника врача в больничном учреждении.

Ординатура подразумевала более длительное, двухлетнее обучение со значительным количеством изучаемых теоретических материалов для подготовки узких специалистов.

Сейчас интернатуру в качестве возможного варианта получения врачами послевузовского образования отменили, и поэтому у многих выпускников появился вопрос — можно ли работать врачом без ординатуры. Ответ на этот вопрос достаточно простой — в зависимости от программы обучения в ВУЗе, предполагается возможность сдачи экзаменов на аккредитацию в качестве участкового терапевта либо участкового педиатра.

Таким образом, ответ на вопрос, можно ли работать врачом без ординатуры, положительный. Однако, чтобы работать в качестве врача узкого профиля, необходимо будет в обязательном порядке пройти ординатуру. То же самое касается и открытия собственного кабинета и занятия частной практикой — однако для них также необходимо пройти и дополнительную процедуру аккредитации.

Можно ли работать стоматологом без ординатуры

Стоматологи относятся к отдельной категории врачей — для них предусмотрены другие образовательные программы и широкое количество различных стоматологических специальностей. Более того — различается и порядок получения аккредитации и ведения частной практики с точки зрения законодательного регулирования. И так как стоматология является одним из наиболее прибыльных и выгодных сейчас направлений медицины, многих интересует, можно ли работать стоматологом без ординатуры.

В отличие от врачей узкого профиля, не связанных с работой в сфере стоматологии, стоматологи могут работать без ординатуры — по крайней мере, замещая должности врача-стоматолога, или даже заместителя заведующего либо владельца клиники. Для ведения частной практики, конечно, придется иметь пять лет практического стажа, чтобы получить соответствующую аккредитацию. Однако общих ограничений на трудоустройство в виде полноценного врача законом не предусмотрено.

Тем не менее, определенные ограничения есть и для работы в сфере стоматологии, если не была пройдена ординатура. В частности, допускается работа исключительно в качестве врача-стоматолога общей практики. Для замещения специфических должностей в сфере стоматологии, в том числе для того, чтобы стать стоматологом-терапевтом, хирургом-стоматологом и другим специалистом в различных углубленных сферах работы, уже без ординатуры в Российской Федерации не обойтись.

Можно ли работать, учась в ординатуре

Ординатура — это специфический способ послевузовской подготовки врачей. На текущий момент особенности правового регулирования ординатуры имеют несколько правовых коллизий, которые связаны с возможностью трудоустройства в этот период. Так, в ординатуру будущий или действующий врач может попасть тремя путями:

  • Пройдя на бюджетное обучение путем сдачи экзамена в ВУЗе. К сожалению, сейчас стать бюджетником на ординатуре достаточно сложно. Кроме непосредственно сложных экзаменов, конкуренция обостряется еще и за счет того, что к экзаменам добавляются дополнительные баллы, например, за работу в сельской местности и другую деятельность. Несмотря на то, что такой подход стимулирует врачей работать в сельской местности и повышать квалификацию, это также ограничивает возможности по обучению в ординатуре других людей.
  • Оплатить обучение в ординатуре самостоятельно. Учитывая ограниченное количество мест для обучения в ординатуре, подобное решение может быть доступным далеко не для каждой российской семьи и не для каждого будущего узкоспециализированного врача. А с учетом зарплат врачей в России, может стать по-настоящему сложным вопросом.
  • Быть направленным на прохождение ординатуры каким-либо учреждением. Именно так большинство современных российских врачей проходят ординатуру. Они заключают ученический договор с медицинским учреждением, в рамках которого после ординатуры становятся обязанными проработать в течение определенного срока или возместить работодателю стоимость обучения.

При этом действующие нормативы законодательства предполагают, что врачам, проходящим обучение по программам ординатуры, выплачивается стипендия. Однако, предусмотрена также и возможность работы по принципу совместительства — то есть на полставки или ниже. Но реализовать такую возможность, не нарушая законодательства, нельзя. Ведь чтобы оформиться совместителем, нужно уже иметь определенное место работы, а во время обучения в ординатуре врач не считается трудоустроенным, а является именно обучающимся лицом. Все это лишь усугубляет проблемы российской медицины и здравоохранения.

Тем не менее, реформирование системы здравоохранения и образования сейчас в Российской Федерации продолжается. И эти проблемы также обрабатываются Минздравом и Минобром в полной мере, поэтому в ближайшие годы ситуация может измениться и медикам предоставят адекватную возможность работать, имея высшее образование, но не имея ординатуры.

Источник: nsovetnik.ru

Отменили интернатуру. И что получили?

Народная молва гласит, что бывших специалистов не бывает, и что мастерство не пропьешь. Какой-нибудь слесарь высокой квалификации в любом состоянии способен сделать сложную деталь. И школьный учитель до глубокой старости будет чувствовать себя учителем, но уже не учеников, а внуков и правнуков. Не бывает и бывших врачей.

Прошло уже почти полвека, как я получил диплом врача-лечебника, давно уже на пенсии, но до сих пор ко мне обращаются за советом мои родственники или соседи. Поэтому все, что касается здравоохранения в нашей стране, мне не безразлично, так как я посещаю лечебные учреждения уже в качестве пациента.

Будучи организатором здравоохранения высшей категории, я не всегда понимаю некоторые так называемые «реформы», которые проводит Министерство здравоохранения России во главе с министром Вероникой Скворцовой, которая всю предыдущую карьеру была научным работником. Не понял я и решение отменить интернатуру врачей, которая существовала больше сорока лет. И вот сейчас можно судить, принесло ли это положительный результат. Моя статья написана по высказываниям многих специалистов в области здравоохранения.

Отмена интернатуры лишила выпускников медицинских вузов возможности получить практический опыт в больницах. Раньше, отучившись шесть лет, выпускник медицинского вуза обычно шел в интернатуру. Под руководством опытных врачей он получал практические навыки и через год с сертификатом специалиста мог самостоятельно лечить пациентов. С 2017 года интернатуры в России нет. Выпускникам предлагают сразу идти работать в поликлинику.

Интернатура позволяла вчерашним студентам получить практические навыки и познакомиться с работой в разных отделениях. Чаще всего интернатура была бесплатной, и в нее шли почти все. После нее, а реже вместо, желающие овладеть более узкой специальностью могли поступить в ординатуру. Для этого необходимо было сдать внутренние экзамены по выбранному направлению. Бонусом поступающему часто служили научные достижения и красный диплом.

Такая система была признана Минздравом устаревшей. Изменения коснулись и самой системы образования, в которую добавили больше практических занятий, и системы оценки знаний выпускников, приведенной к единому стандарту. Теперь выпускники должны проходить аккредитацию, состоящую из нескольких этапов. Первый — проверка теоретических знаний с помощью теста, второй — проверка практических навыков на симуляторах и третий — оценка клинического мышления.

Успешная сдача экзамена дает право самостоятельно работать в амбулаторной службе по ограниченному кругу специальностей и позволяет побороться за место в ординатуре.

Необходимость промежуточного звена в виде интернатуры, по мнению Минздрава, в таком случае отпала. Все необходимые практические навыки студенты должны были получить еще во время учебы, а подтвердить их наличие должна аккредитация. Так это звено убрали из образовательной программы вначале у фармацевтов и стоматологов, а затем у остальных врачей.

Несмотря на то, что аккредитация действительно включает в себя три части, предназначенные для всесторонней проверки знаний и навыков студентов, специалисты в ее эффективности сомневаются.

В первую очередь недовольство вызывает замена внутреннего экзамена с вопросами по конкретной специальности на обобщенный тест, напоминающий ЕГЭ. И студенты, и опытные медики отмечают, что пока эта часть экзамена далека от идеала. В тестах много ошибок и неточностей, более того, часто «правильные» ответы далеки от того, с чем можно столкнуться в реальной жизни.

Похожая ситуация наблюдается и с проверкой практических навыков студентов. Обычно она проходит в симуляционных центрах с манекенами, где за установленное время экзаменуемый должен выполнить определенный набор действий. Всё происходящее фиксируется на камеру.

Часто, по словам специалистов, дело сводится к зазубриванию алгоритмов. «Запустите меня туда сейчас — я наделаю кучу ошибок, потому что главное там не столько спасти человека, сколько верно сыграть свою роль. Куда посмотреть, куда повернуться, как развести руки», — сетует Олег Грек, врач и помощник депутата законодательного собрания Тверской области. Хуже того, считает специалист, что и в самом процессе обучения практика часто сводится к той же работе с манекенами.

Если раньше при отделении больницы были кафедры и студенты допускались к работе с людьми, то сейчас федеральные законы сильно ограничивают манипуляции над пациентами. Без разрешения студенты не могут их ни осматривать, ни изучать их историю болезни.

Традиционно считалось, что лучше всего вопрос приобретения практических навыков решен у стоматологов, но и там не всё гладко, рассказывают студенты. «Вместо интернатуры обязательные практические часы нам распределили на время обучения в вузе, но в большинстве своем все эти практики абсолютно бесполезны, и, выходя из университета, средний выпускник, не подрабатывающий младшим медперсоналом, без родителей-врачей имеет мизерный практический опыт», — делится выпускница первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета.

Такого же мнения придерживается и Константин Симкин, зампредседателя комитета по здравоохранению московского отделения «Опоры России». По его мнению, отмена интернатуры должна была сопровождаться повышением доступности ординатуры. «Необходимость в интернатуре не отпала сама собой, она просто стала неэффективна в том виде, в котором существовала.

Получение опыта должно происходить под присмотром старших коллег в ординатуре, на практических площадках: в больницах, центрах. Ординатура, как и в ряде других стран, должна продолжаться минимум от трех лет и дольше в зависимости от специализации. И уж конечно, она не должна быть платной, — говорит Симкин. — Работа врача в ординатуре сопряжена с практической деятельностью, значит, это ему за нее должны платить. Иначе они просто оказываются без средств к существованию».

На деле ординатура стала еще менее доступной, чем была раньше. В один момент цены на обучение поднялись в два раза. «Моя соседка в прошлом году поступала на ЛОР-врача, готовилась к тому, что это стоит 120 тыс. в год, — вспоминает выпускница Первого Государственного медицинского университета Санкт-Петербурга. — Но в начале мая выложили приказ, по которому каждый вуз, в зависимости от региона, выставляет минимальную стоимость обучения за образовательную программу. У нас все специальности стали стоить минимум 220 тыс., даже те, которые раньше стоили 80».

С дипломом и аккредитацией выпускник, не поступивший в ординатуру, даже если он планировал быть хирургом, может работать только в поликлинике или амбулатории врачом общей практики с ограниченными правами на выполнение манипуляций, терапевтом или педиатром. Таким принудительным порядком, считают эксперты, сейчас заполняется брешь в первичном звене здравоохранения.

Эксперты фонда независимого мониторинга «Здоровье» «Общероссийского народного фронта» указывают на то, что высокий дефицит сохраняется именно среди врачей поликлиник. На это обратил внимание и Владимир Путин на совещании по вопросам модернизации первичного звена здравоохранения 20 августа. «Сегодня в первичном звене не хватает более 25 тыс. врачей и более 130 тыс. средних медицинских работников, среднего медперсонала», — отметил президент.

По оценкам профессора кафедры управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Игоря Шеймана, норма прикрепленного к терапевту поликлиники населения превышена в два-три раза. «На одного терапевта приходится 2,66 тыс. человек. Есть регионы, где этот показатель еще больше: Иркутская область — 3,9 тыс., Свердловская — 4,6 тыс., Курганская область — 4,98 тыс. человек», — рассказывает Шейман. В советское время на участкового терапевта приходилось 800 человек прикрепленного населения, на педиатра – 600 детишек от рождения до 14 лет.

Добровольно идти в амбулаторные службы молодые специалисты действительно чаще всего не спешат. Попасть в крупные и хорошо оснащенные поликлиники нелегко, чаще всего они уже укомплектованы, а ехать в регионы, тем более в отдаленные уголки страны, молодые люди опасаются.

«Никто не хочет идти в поликлиники, потому что это адский геморрой и бюрократия за мизерные деньги. Если у лечебников (выпускников факультета “Лечебное дело”. — А.Щ.) хотя бы много специальностей, по которым они могут пойти работать в поликлиники, то стоматолог без ординатуры может устроиться только зубным врачом, а это как дантист в колледже, и зачем высшее образование?» — делятся страхами выпускники стоматологических факультетов.

В случае, когда речь идет о регионах, опасения студентов не напрасны, это признают и сами врачи. «Несколько лет назад отток кадров из-за низких зарплат удалось предотвратить федеральными выплатами участковым врачам. Сейчас идет вторая волна — врачи не вечные, пожилые люди уже наработались, уходят. Может, по Москве ситуация не столь критична, но по региону это просто крах. Образовался 50;70-процентный кадровый дефицит», — рассказывает Грек.

Исправить ситуацию лишь методом принудительного направления в поликлиники вчерашних студентов нельзя, полагают специалисты. И даже возвращение интернатуры тут не поможет.

«Что после института, что после интернатуры, что после ординатуры доктора часто приходят совершенно неподготовленные к работе в поликлинике, потому что их учебные заведения полностью оторваны от нашей работы, — рассказывает “Известиям” Николай, врач-методист одной из столичных поликлиник. — В стационаре совсем другая работа с пациентом. Там у врача есть хоть какая-то уверенность в том, что его рекомендации выполнят, будут принимать таблетки. А в поликлинике? Какая уверенность, что бабушка, которая не является инвалидом, будет покупать дорогостоящие лекарства от давления, потратит на них полпенсии?». На курсах повышения квалификации, которые врачи должны проходить раз в 5 лет, иначе им не видать сертификата, также мало уделяется работе поликлинической службы, так как кафедры институтов повышение квалификации работают на базе стационаров.

Чаще всего, по словам специалиста, студентов отправляют на практику именно в стационар. До поликлиник они доходят только летом и в таком формате, что вся эффективность сводится к нулю. «В этом году к нам на летнюю практику пригнали сразу 40 человек. И что тут каждый день делать такому количеству молодых врачей, когда у нас на приеме сидит максимум десять человек? Вуз делает вид, что у них с нами договор, но на деле нас просто ставят перед фактом, что в такой-то филиал придет такое-то число человек. Толку нет, а отчетами нас замучили», — делятся в поликлинике.

Положительный опыт взаимодействия поликлиник с вузами тоже был. На базе Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н. И. Пирогова с 1998 года функционировал Московский факультет, который готовил главным образом специалистов для поликлиник столицы.

На Московском факультете была увеличена поликлиническая подготовка и сделан акцент на профилактическом здравоохранении. Работа велась при активном взаимодействии с департаментом здравоохранения Москвы. Сейчас, сожалеют специалисты, подобного опыта практически нет. Какой-то контакт с поликлиниками сохранился и на факультете «Лечебное дело», и на факультете «Педиатрия», но в гораздо меньшем объеме из-за уменьшения финансирования.

Пока реформирование системы здравоохранения не будет проходить комплексно и согласованно в разных направлениях, справиться с развалом первичного звена будет сложно, полагают эксперты.

«Пока, глядя на ситуацию, половина выпускников той же Сеченовки в медицине в итоге не оказывается. Кто-то уходит сразу, кто-то через какое-то время. Одни в эксперты, другие на административные должности, но в итоге на 50% они рассасываются. Естественная убыль врачей есть, а пополнения новыми кадрами нет», — считает Константин Симкин.

Примерно такая же ситуация с выпускниками моей альма-матер, в Хабаровском медицинской институте, который сейчас называется Дальневосточный медицинский университет. Об этом написал в местной газете профессор Анатолий Островский. Даже в поликлинике № 3, расположенной в центре Хабаровска, укомплектованность участковыми врача меньше 50%, что уж тут говорить о поликлинике № 15, расположенной на окраине города.

Так что слепая вера нашего Минздрава, что все лучшее есть только на Западе, ошибочна. Разрушив советскую систему здравоохранения, считавшуюся Всемирной организацией здравоохранения самой передовой, позволяющей всему населению страны получать бесплатную, доступную и на то время качественную медицинскую помощь, либералы и демократы в Минздраве ведут отрасль к катастрофе для населения. Об этом свидетельствует увеличение смертности населения в первом квартале текущего года на 27% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Источник: proza.ru

Оцените статью
Добавить комментарий