Наша доченька в дому что оладушек в меду

Прибауткой принято обозначать смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок. В детском фольклоре под этим термином издавна объединяли стишки-песенки, которые развлекали и потешали детей. От потешек (забавок) они отличаются тем, что не сопровождаются определенными игровыми действиями. Некоторые исследователи (Г.Н. Потанин, В.И. Даль, А.Ф.

Можаровский, А. Марков), видимо, по признаку наличия юмористических тенденций, к прибауткам относили произведения других жанров (считалки, перевёртыши, скороговорки, дразнилки и т.д.). Успешно решала вопросы классификации детского фольклора О.И. Капица. Но и она не смогла провести грани между собственно прибаутками и песенками для детей.

Она объединила их в одном разделе своей книги. И это не случайно: поэтика прибауток и песенок взрослых для детей не имеет серьёзных отличий. В быту они выполняют одну и ту же роль. Вполне обосновано поэтому решение В.П. Аникина объединить все эти произведения под термином «прибаутки».

дарим нашей доченьке подарок

Это отражает и исторические изменения жанра. Прибаутки в генетическом отношении в основе своей восходят к игровым приговорам и «скоморошным» песням. Как жанр детского фольклора они оформились не раньше XVIII века. И.П. Сахаров дал описание девичьей игры «Коза». Игровой приговор являлся диалогом девушки и козы:

– Коза, коза, бя,
Где ты была?
– Коней стерегла.
– И где кони?
– Они в лес ушли.

Этот игровой приговор дал начало многочисленным диалогическим прибауткам про козу, сороку и др.

Темы прибауток о насекомых, которые дрова рубили, баню топили, о свиньях умных, что «пиво варили, борова женили», и многие другие унаследованы от скоморохов.

Впервые прибаутки были опубликованы сибирской фольклористкой Е.А. Авдеевой в 1849 году в «Отечественных записках». Она ещё не выделяла прибаутки из колыбельных песен, но указывала, что не всегда эти произведения пелись, что матери и няни «приговаривали разные россказни и припевы».

Небезынтересно проследить процесс формообразования прибауток. Пока действия ребенка ограничены стенами избы, общение с внешним миром – общением с родными и близкими, пока ребёнок не вошёл в коллектив равных себе и не создал свой мир «жизни-игры», внешние впечатления его предельно ограничены. Это могло бы затормозить процесс психологического развития, но к концу «колыбельного» периода 2-5 лет) ребенок уже владеет обширным словарным запасом, достаточным для введения жизненно важной информации о предметах и явлениях, лежащих за пределами личного опыта и конкретно-чувственного восприятия действительности, и настолько прочными первичными представлениями, что возможна игра понятиями на уровне смысла; настолько владеет речью, что возможна игра словом.

Потешки не только приготовили ребёнка к игре, раскрыли перед ним эстетическую суть игры, но и воспитали эстетические потребности, которые можно удовлетворить только в игре и игрой. Возникновение жанра прибауток как игр взрослых (пестуний) с детьми на уровне слова, понятия, смысла было таким образом предопределено во всех своих параметрах. Прибаутка призвана маленький, замкнутый мирок ребёнка превратить в «разомкнутый» и бесконечно разнообразный мир, поднять ребёнка до понимания социальных проблем, классовых отношений и некоторых философских категорий, что для него жизненно необходимо.

Мам, я песню написала ! Игра в кальмара / suramura

Такое многообразие проблем кажется непостижимым, способным эмоционально «оглушить» ребёнка, затормозить интеллектуальное развитие. Поиски выхода из «педагогического тупика», из противоречий целей и познавательных возможностей ребёнка привели к созданию такой структуры прибаутки, которая способна преодолеть эти противоречия.

Во-первых, прибаутка всегда эстетически действенное произведение и вполне удовлетворяет детские «требования радости». Это достигается за счёт высоких художественных достоинств поэтических текстов (яркая образность, рифмы: «часты как звёзды», богатство аллитераций, звукопись и пр.).

Во-вторых, народ издавна заметил, что богатое воображение ребёнка – прямое свидетельство умственного развития, и нашёл художественный приём, обеспечивающий такое развитие. Это достигается за счёт обильного введения фантастических элементов, небыличного материала. В прибаутках утки могут играть в дудки, кошка шить ширинку, таракан дрова рубить, ворон играть во трубу и т.д. и т.п.

В-третьих, чтобы рассудок ребёнка способен был воспринять богатую информацию о мире, который лежит за пределами его непосредственного опыта, эта информация строго дозируется: «по одной трудности за раз». Чтобы она прочно закрепилась в памяти ребёнка, структурой произведения предопределено многократное повторение мотива, дающего новую информацию.

Это можно показать на примере прибаутки «Пошёл козел за лыками, Пошла коза за орехами». Уже в первых двух стихах даётся ребёнку представление о внутрисемейном разделении труда. Далее ребёнок узнает, что лес полон даров (орешки), полон и опасности, что для козы страшен волк, что сам волк боится стрельца (вооружённого человека), но и для стрельца опасен медведь, что «дубьё» рубят топором, топор тупится камнем, камень разрушается от огня, огонь боится воды, и т.д. Всё это – знания, без которых человек не смог бы правильно ориентироваться в мире. И знания эти ребёнок получает через поэтически организованный диалог, основанный на игре, звуком и словом:

Вода не идёт огонь лить,
Огонь не идёт камень палить,
Камень не идёт топор тупить,
Топор не идёт дубьё рубить,
Дубье не идёт медведя бить,
Медведь не идёт стрельца драть,
Стрелец не идёт волка стрелять,
Волк не идёт козу гнать –
Нет козы с орехами,
Нет козы с калёными.

Последние два стиха повторены девять раз, «Волк не идёт козу гнать» – восемь раз и т.д., по нисходящей, и все стихи в несколько изменённом виде повторяются в окончании. Познавательная и мнемоническая функции нашли совершенное воплощение в художественной образности и композиции. Именно такая художественная структура позволяет, не отрывая ребёнка от «искания радости», дать обширную сумму знаний, обеспечить их прочное запоминание, привести ребёнка к пониманию причинно-следственных связей, их сложности и опосредованное, к пониманию единства и борьбы противоположностей, того, что все предметы и явления природы взаимосвязаны и взаимозависимы, к усвоению организующей роли ритма в художественном произведении.

Жанр прибауток далеко не однороден. В него входят короткие песенки (без элемента комического), обращения к детям типа:

Наша доченька в дому,
Что оладушек в меду,
Что оладушек в меду,
Сладко яблоко в саду.

Прибаутки второй группы, или прибаутки-шутки, генетически восходят к шуточным песням скоморохов и унаследовали от них систему образов. Таковы все песенки о животных, насекомых, делающих человеческие дела, например:

Кошка в лукошке
Рубашки шьёт,
А кот на печи
Сухари толкёт.
У нашей кошки
Три сдобные лепёшки,
А у нашего кота
Три погреба молока.

Этот мотив широко распространён и в колыбельных песнях.

В памяти старых людей до наших дней сохранились некоторые прибаутки с текстом и манерой исполнения (игры) скоморохов.

Кумулятивные песни в одинаковой мере закономерно относить к прибауткам, так как они исполнялись взрослыми для детей, и к детским песням, ибо они входили в детский песенный репертуар, и передавались от одного поколения детей к другому независимо от взрослых. Примером могут служить общеизвестные песни «Было у вдовушки восемь дочерей», «Жил я у пана», «Станем, мужинушка» и др., опубликованные П.А. Бессоновым, П.В. Шейном, В.Н. Добровольским и другими собирателями.

Контаминированные песни генетически восходят, как и прибаутки-шутки, к песням скоморохов, сохраняют их образную систему; от прибауток-шуток отличаются как своим объёмом, так и манерой исполнения (сказочный говорок), кроме того, они захватывают отрывки произведений данного жанра и других жанров. Так, песня «Пошёл мужик по воду, нашёл крынку солоду» объединила мотивы трёх прибауток и игрового приговора («Поди, утица, домой, поди, серая, домой»). Вариантом этой песни является текст «Пошёл Ванька по воду».

Диалогические прибаутки, как уже было показано в начале, восходят к игровым припевам. Процесс перехода совершался ещё и в первой половине XX века. Диалогические прибаутки одновременно бытуют и в детской среде, но уже как детские диалогические песни. Это известные песни о конях, которые в лес ушли, о быках, что воду выпили, и т.д.

Произведения шестой группы – это прибаутки-притчи. Отнесение этих произведений к прибауткам может быть оспорено. А.П. Бабушкина называла их детскими анекдотами, но это не совсем верно. Произведения этого рода, в отличие от анекдота, представляют собой доступный детям урок нравственности, облечённый в занимательную форму; по системе поэтических средств они ближе к диалогическим прибауткам.

Общеизвестна следующая прибаутка-притча:

– Тит? А Тит?
– Чево?
– Иди молотить,
– Брюхо болит.
– Ходи кашу ись.
– А где моя большая ложка?

По построению, по системе образов, по наличию «учительного элемента» это произведение несомненно ближе к прибауткам, нежели к анекдотам. По этому же принципу построены, как правило, и другие прибаутки-притчи:

– Федул, а Федул,
Чего губы надул?
– Кафтан прожёг.
– А велика ли дыра?
– Да один ворот остался.

Когда ребёнок пытается что-либо сделать наспех, без нужной основательности, ему говорят: «Сбил, сколотил – вот колесо! Сел да поехал – ах, хорошо! Оглянулся назад – одни спицы лежат», На похвальбу ребёнка отвечают прибауткой-притчей:

– Вань, ты где?
– Да тута.
– Что делаешь?
– Ведмедя поймал.
– Веди его сюда.
– А он не идёт.
– Так сам иди.
– А он не пущает!

В отличие от анекдота, жанра прозаического, в прибаутках-приговорках чувствуется тяготение к стихотворной организации текста (мерность строк, повторы, иногда рифма, ассонансы и т. д.). Прибаутки уже давно не являются активом репертуара пестуний. Почти все они записаны от престарелых женщин. Лучше сохранились прибаутки-притчи и диалогические прибаутки. Но и они постепенно уходят из репертуара пестуний.

Прибаутки русского фольклора

Прибаутка – что это такое в литературе? Определение прибаутки (не из википедии).

Почему прибаутку назвали прибауткой? Этимология слова «прибаутка».

Когда появились прибаутки на Руси?

Прибаутка как отдельный жанр устного народного творчества (фольклора). Характеристика жанра, классификация прибауток.

Чем прибаутка отличается от пословицы, поговорки и в чём их сходства.

Какие прибаутки были в старину на территории Вологодской, Вятской, Орловской области и Алтайского края?

Источник: svetorusie.livejournal.com

Текст песни Track 2 — Живёт Барин На Краю

На этой странице находится текст песни Track 2 — Живёт Барин На Краю, а также перевод песни и видео или клип.

баю баюшки баю
живет барин на краю
он не беден не богат
у него много ребят -2
все по лавочкам сидят -2
кашку с малицем едят -2
пирожочки с творожком -2
пышки с кислым молочком

спи высыпайся
вставай не ломайся

уж ты вырастешь большой
ты по ягодки пойдешь -2
много ягод наберешь -2
папе с мамой принесешь
уж ты ягодки бери
папу с мамой накорми

спи сыночек дружок
спи-ка ясный соколок
мой сыночек спит спит
будто свечушка горит
восковая свечка тает
мой сыночек засыпает
спи по крепче по ночам
будут кудри по плечам

наша доченька в дому
что оладушек в меду -2
сладко яблочко в саду
мамке радость, бабке сладость
батьке аленький цветок
уж я деточек люблю
я жалею берегу -2
дружочку плакать не велю
ты не плачь-ка ни о чем
живешь с матерью, отцом

баю баю дитятко
баю баю миленький
поспи дитятко поспи
у Бога счастье попроси
Боже счастьица дает
тебе в люлечку кладет
мимо ангелы летели
сына крылышком задели -2
сыну спать больше велели hush, Little Baby, Do not Say a Word
master living on the edge
He is not poor not rich
he had a lot of guys -2
All the benches sit -2
gruel to eat malitsa -2
pirozhochki with curds -2
dumplings with sour milk

sleep enough sleep
get up do not break

you grow too big
you go for berries -2
many berries rack -2
Dad mom bring
Since you take berries
father and mother feed

sleep son friend
sleep a minute clear trowel
my son is sleeping sleeps
if svechushka lights
candle wax melts
My son goes to sleep
Sleep tight on the night
will curls on her shoulders

our daughter at home
that oladushek honey -2
sweet apple in the garden
mamma joy, sweet grandmother
Old Man vermillion flower
I really love the kiddies
I regret shore -2
druzhochku’ll have not cry
do not you cry a minute about nothing
living with his mother, father

bye bye little child
bye bye darling
little child go to sleep go to sleep
ask God for happiness
God gives schastitsa
puts you in the lyulechku
Angels flew past
son touched the wing of -2
told his son to sleep more

Источник: songspro.pro

Пестовый фольклор

«Пестовать» означало «воспитывать», оба слова имеют родство с корнем слов «питать», «пища». Так что пестовый фольклор – пища для растущей души маленького человека. Она особая: весёлая, радостная, приятная для малыша и неизменно очень ласковая.

Наша доченька в дому, что оладушек в меду, Что оладушек в меду, сладко яблоко в саду!

Мята, мята, вся примята,

В мяте ёлка, в ней светёлка, В светёлке голубушка –

Моя внучка Любушка.

КОГДА РЕБЁНОК ПРОСЫПАЕТСЯ, ПОТЯГИВАЕТСЯ, ЕГО ГЛАДЯТ ПО ЖИВОТИКУ, ПРИГОВАРИВАЯ:

Вдоль – растушки, Потягунушки, порастунушки!

Поперек – толстушки, Поперек – толстунушки,

Ручки – бобушки, А в ножки – ходунушки,

Ножки – бегушки, А в ручки – хватунушки,

Глазки – смотрушки, А в роток – говорок,

Роток – говорок. А в головку разумок!

Тяги, тяги, потягушки, на сыночка порастущки.

Ты расти, расти, сынок, как пшеничный колосок.

РАЗВОДЯ И СВОДЯ РУЧКИ РЕБЁ НКА:

А уньки, уньки, уньки, Братцу (бабушке) сажень,

Приплывайте, окуньки! Сестрице (дедушке) сажень,

Чигарыки-чигарок, А мне – долга, долга, долга!

Тяни холсты, Тяни холсты, На рубашечку, На столешничек.

КАЧАЯ РЕБЁ НКА НА КОЛЕНЯХ:

А тпру, тпру, тпру! А тпру, тпру, тпру!

Не вари кашу кругу,

Вари жиденькую, вари мяконькую,

Тюшки, тютюшки, на горе пичужки,

Там Ванюшка был, пичужку поймал.

Чук, чук, чук, чук, наловил дед щук,

Бабка рыбку пекла, сковородка утекла,

А тари, тари, тари, куплю Маше янтари,

Останутся деньги, куплю Маше серьги,

Останутся пятаки, куплю Маше башмаки,

Останутся грошики, куплю Маше ложки,

Останутся полушки, куплю Маше подушки.

СКОК-ПОСКОК, молодой дроздок

По водичку пошёл, молодичку нашёл,

Сама с вершок, голова с горшок.

Шуу-у полетели, на головушки сели!

Тютюшки, тютюшки, Поехали с орехами

Овсяны лепешки, На бочке, на бочке

Пшеничный пирожок – По гладенькой дорожке,

На опаре замешен, Рысью, шагом –

Высоконько взошёл. Бух в яму!

Ехала барыня по ровненькой дорожке, по кочкам, по кочкам да бух!

Едут, гонят Едет-гонит на пегом коне

Семеро на конях. К дедушке – по репку,

Все на лошадках К бабушке – по мяконький хлеб.

В красных шапках. Шагом, шагом, шагом,

По нырочкам – Рысью, скоком…

Да в яму бух! Тпру! Приехали.

МАШУТ КИСТЯМИ РУК РЕБЁНКА, ПРИГОВАРИВАЯ:

Уточки, уточки Гуси летели,

Плавали, плавали, Лебеди летели,

Полетели, полетели, Гуси летели,

На головушку сели… Лебеди летели…

ПОКАЧИВАЯ РЕБЕНКА ТО К СЕБЕ ЗА РУЧКИ, ТО ОТ СЕБЯ:

Тоню тяну, рыбу ловлю,

В кошель кладу, домой несу,

Щурки в кучки, плотички в полички, Один ершок, да и тот в горшок.

Щей наварю, (имя) накормлю.

А ты, дед с бородой, Проводят по ладони ребенка

Иди за водой. Дотрагиваются до сгиба у ладошки

Тут пень, тут колода, Дотрагиваются до локотка

Тут холодная водичка – Легонько щекочут.

ТОРМОШАТ, ПЕРЕВАЛИВАЯ С БОКА НА БОК:

Мешу, мешу тесто, Пеку, пеку каравай,

Есть в печи место. Переваливай, валяй!

РАСТИРАЯ РЕБЕНКУ НОЖКИ:

Как у нас ли журавель, как у нас ли молодой

На полатях сидел, лапоточки плел.

И себе, и жене, и детишечкам – по лаптишечкам.

А девчоночкам – по чулчоночкам.

Ой, Ванечка-дружок, подкуй каблучок!

А мне некогда ковать, а мне мост мостить.

А по городу вода разливается,

А царь на коне разъезжается,

А царица во светлице наряжается,

А лягушка на окне кружева плетёт,

А блоха на стене конопель толчёт.

Куй, куй, ковалёк, подкуй чеботок.

На маленьку ножку золоту подковку. Подай молоток подковать чеботок.

В старину существовал такой обычай. Когда малыш делал первый шажок, старались ни в коем случае не дать ему шлёпнуться. Брали нож и осторожно проводили им между стопами ребёнка, как бы «перерезали» невидимые «путы», его связывавшие. Приговаривали: «Шажок, другой, расти большой, ходи без устатка, живи долго, сладко».

УМЫВАЯ РЕБЁНКА, НАПЕВАЕМ:

Водичка, водичка, умой моё личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

ОПОЛАСКИВАЯ РЕБЁНКА ПОСЛЕ КУПАНИЯ, ТРИЖДЫ ПРИГОВАРИВАЕМ:

Вода текучая, дитя… (имя) растучее. С гуся вода, с тебя худоба. Вода книзу, дитя кверху.

С гоголя вода, с гоголихи вода, Сон да легота – доброе здоровье!

Эти слова – не только «потешки», созданные для развлечения ребёнка, – это подлинные народные заговоры на здоровье, поэтому и произносить их лучше серьёзно, с пожеланием, чтобы все хвори и недуги отступили от малыша.

РАСЧЁСЫВАЯ ДЕВОЧКУ, ПРИГОВАРИВАЕМ:

Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса. Расти, косыныса, до пят, Все волосоньки в ряд. Как у солнышка лучи, Так у… (Тани) две косы!

Ты расти, расти, коса, Ты расти, расти, коса,

До шёлкова пояса, До шёлкова пояса,

Как ты вырастешь, коса, Косник будь до пят,

Будешь городу краса! Чтобы всем догляд!

Издавна считалось: длинная коса – девичья краса. Вот и старались мамы, чтобы волосы у дочерей росли густыми, длинными, шелковистыми. И многие маленькие девочки интуитивно ощущают привораживающую силу кос. Косы всегда милы глазу – независимо от того, что сейчас в моде.

ЕСЛИ У РЕБЁНКА ЧТО-ТО БОЛИТ, ПРИГОВАРИВАЕМ:

У лисы боли, у волка боли,

У Николаши боль

На берёзку в лес улети!

ЕСЛИ НА ГЛАЗУ ВСКОЧИЛ ЯЧМЕНЬ, ПО НЕМУ ПРОВОДЯТ УКАЗАТЕЛЬНЫМ ПАЛЬЦЕМ, ПРИГОВАРИВАЯ:

Ячмень, ячмень, на тебе кукиш, На тебе топорик, сруби себе головку

Чего хочешь купишь. Как маковку!

ЕСЛИ РЕБЁ НОК РАСПЛАКАЛСЯ:

Ой, деточка, не реви, куплю тебе сухари. Ой, деточка, не плачь, куплю тебе калач.

ВЫПАВШИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗУБ БРОСАЮТ ПОЗАДЬ СЕБЯ ЧЕРЕЗ ГОЛОВУ И ГОВОРЯТ:

Оцените статью
Добавить комментарий